С. Воложин
Акопов. Бык
Прикладной смысл
Хорошо человеку только в гармонии личного и общественного. |
Вынужден
Я вынужден писать о фильме “Бык” (2019).
Почему вынужден? – Я предпочитаю выявлять художественный смысл. А им я считаю следы подсознательного идеала автора (недопонятности, неожиданности). Их в фильме Акопова нет. Это – фильм-иллюстрация идеи. Идея та, что хорошо человеку только в гармонии личного и общественного. Когда же либералы общественное отменили, и остались только семейные ценности (Бык в фильме на всё готов ради семьи своей), то для большинства вообще всё пошло крахом, и сама страна чуть не погибла. Погибла б, не уйди Ельцин от власти (на чём фильм и кончается, на его, при отрешении, просьбе простить его).
Я б и не писал о фильме, если б не прочёл несколько отзывов, в которых видят только экономику. Не было работы при разорении хозяйства при Ельцине – плохо, с приходом Путина подразумевается наступившей экономическая стабильность – хорошо.
А это плохо. Это либеральный взгляд. Либералы теперь голову подняли в связи с перекосом страны, по-ихнему, в сверхвооружение, в крымнаш, в независимость, за что расплачиваться нужно снижением уровня потребления масс. За массы они стали болеть душой. Мол. – Посмотреть в фейсбук – скоро будет цветная революция.
Против этого и снят фильм “Бык”. А этого написавшие отзывы не понимают. Вот и приходится вмешиваться мне.
Тем более, что я в тот же день, что смотрел этот фильма, вычитал сногсшибательную новость:
"Децильный коэффициент неравенства [во сколько раз средний доход 10% самых богатых превышает средний доход 10% наименее обеспеченных граждан] в России начала ХХ века составлял примерно 6-6,5, тогда как в США 16-18, а в Англии и вовсе 35. По сравнению с Западом бедно жила даже российская элита и царская семьи. Это ещё раз доказывает, что Революции 1917-го были вызваны не экономическими, а политическими причинами” (https://marc-aureli.livejournal.com/271287.html).
Людям нужна гармония высокого и низкого. Именно для этого Акопов вставил в фильм такие слова Антона Быкова:
"Бандит Моисей: Ну. Тост, что ли, скажи какой-нибудь
Антон: За демократию. Пусть всё свободным станет. Не будет ни решёток, ни запретов, ни власти. Пусть только совесть останется.
- Какая ж демократия с совестью-то? Идеалист ты, Антоша”.
Высказан идеал коммунизма. То, чем в глубине души жил СССР во время лжесоциализма, и что вместе с лже, как ребёнка с водой, демократы из купели выплеснули при молчании народа. И к чему – очень и очень отдалённому, но всё-таки – вернул страну Путин. В виде так называемого социального государства. На что на Западе из-за соревнования с СССР пошли было, а при виде начала упадка СССР – отказались.
https://marc-aureli.livejournal.com/271287.html
Геополитическая граница наличия/отсутствия социального государства теперь, в постсоциализме, заменила предыдущую границу неконтрастное/контрастное общество при лжесоциализме и прежнем капитализме.
Другим – вполне осознаваемым элементом – этого иллюстративного, скрыто-публицистического фильма является выпячивание всяких хороших качеств бандитов и невнимательность к плохим. Как банда Быка разоряет рынок (а это им надо как демонстрация бандразборки {с крышующей этот рынок чеченской мафией}) показано только в виде катящихся яблок и т.п., но не показан ужас продавцов; продавцов вообще словно нет, да и покупателей. Или этот сентиментальный бандит Моисей. Поёт в караоке. Причём что? – Высоцкого, в частности.
За меня невеста отрыдает честно, За меня ребята отдадут долги, За меня другие отпоют все песни, И, быть может, выпьют за меня враги. Не дают мне больше интересных книжек, И моя гитара – без струны. И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже, И нельзя мне солнца, и нельзя луны. Мне нельзя на волю – не имею права, – Можно лишь – от двери до стены. Мне нельзя налево, мне нельзя направо – Можно только неба кусок, можно только сны. Сны – про то, как выйду, как замок мой снимут, Как мою гитару отдадут, Кто меня там встретит, как меня обнимут И какие песни мне споют. 1963 |
А ведь что такое эта, да и все блатные песни Высоцкого? – Это бунт против бескрылого курса страны, выбравшей официально под руководством Хрущёва своим главным лозунгом: “Догнать и перегнать Америку по производству мясных и молочных продуктов!”. Тогда как надо было начать отказываться от работизма, мол, труд при коммунизме будет первой потребностью людей. Ибо при коммунизме работать будут роботы, а люди – заживут в творчестве или сотворчестве, запоют "все песни” и зачитают "больше интересных книжек”. Бандит Моисей, сам не зная, оттого же страдает, что и персонаж Высоцкого.
Или. Вы верите, чтоб в школе (пусть это и ещё советское было время) Таня, безусловная красавица, любя соученика спортсмена Антона Быкова, не подала ему намёка о своём чувстве. А ему – это мыслимо? – чуть не первому парню среди старшеклассников не подойти ни разу к нравящейся ему Тане… Выс-сок-кие отношения!.. Вы верите? – Ерунда, конечно. Просто так нужно едва ли не пропагандистскому самозаданию Акопова по возвышению душевного потенциала его героев, неспособному проявить себя в условиях умирания страны, ведомой компрадорами в состояние колонии совокупного Запада.
А заложник, которого Моисей поручил Быку выкрасть у чеченцев-бандитов, чтоб лично казнить, чтоб застрелился, вы верите? Он что: прикинул, что даже если перестреляет всех “освободителей”, ему всё равно не спастись, ибо ноги у него забетонированы в тазу, и пока он их выколупает… – Что-то я подозреваю, что Акопову просто надо было, чтоб Бык не брал на душу способствование смерти “освобождённого” от рук Моисея. И речку вброд перешёл и ноги не замочил – так устроил своего героя режиссёр.
Даже не показано, как мстящие Быку бандиты удлиняют Тане разрез рта ножом. Надо жалеть своего зрителя режиссёру. Для того же и все драки как-то без натурализма сняты. Ужас нагнетается предельной громкостью музыки и ритмом. Идеалистично.
Головой надуманный фильм. Я б такому премию не дал.
Но вот надо же… И его люди умеют не понять…
11 января 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://ruszhizn.ruspole.info/node/11523
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |