Ахмедалиева. Красной нитью. Чешуя. Корабль-призрак.Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Ахмедалиева. Красной нитью. Чешуя

Корабль-призрак.

Художественный смысл

Ницшеанство.

 

На рожон

Недавно случилось прочесть про большой скачок в Китае. Там были в отчаянии. СССР скатился в оппортунизм, пошёл перерождаться в капитализм (и оказались правы китайцы в этом мнении). Китай остался сам против капитализма. Слабый экономически. Но сильный верностью идее революции. И они решили опереться на энтузиазм миллионов. Вместо профессионализма. И перегнать Великобританию по выплавке стали. В сельских доменных печах! И пролетели.

На напряжении духа даже и войну уже выиграть нельзя. Не помоги им СССР, они б не победили Чан Кай Ши.

Пролетели.

Мне это вспомнилось из-за моего запала понять что-то в произведениях Ахметгалиевой, не имея никакого опыта обращения с современным искусством. Всё, что мне удалось, было уже не совсем современным. О нём писали большие или меньшие авторитеты. Я на них паразитировал.

И на что я рассчитываю сейчас? – На свою последовательность и принципиальность. Как китайцы.

Ахмедгалиева. Инсталляция “Красной нитью”. 2008. Вышивка на текстильном полотне.

"В основе сюжета графически доработанное случайное газетное фото протестной демонстрации. “Это было ощущение времени, наложенное на собственные эмоции: люди хотят что-то изменить, но это у них часто не получается… каждый день внутри человека происходит такая “война” с выпадающим красными клубками чувством негодования” (Из записи беседы автора с художницей. 22.07.2017). Найденное здесь выразительное и лапидарное пластическое решение оказалось чрезвычайно емким…” (Матвеева. http://di.mmoma.ru/news?mid=3012&id=1308).

Переназвать можно так: народу ничего никогда не удаётся.

Это ведь после провала дела интернационала: это есть наш последний и решительный бой, - с его красным цветом пролитой крови в борьбе за свободу…

Так позитив какой?

Всё- таки какое-то “фэ” чувствуется в этих клубках нити, за которые, если потянуть – распустится вся вышивка. То есть это не пробуддизм, удовольствовавшийся тем, что всё есть ничего. Пробуддизм не недоволен.

Неужели это “фэ” от чувства всё-таки "негодования”? Крайнего. На весь Этот мир, так плохо устроенный, что нет ничего вечного?.. И тогда позитив – иномирие!

Или наоборот, красная-то нить это же всё пронизывающая идея. Вечность… – Какой же позитив? Неужели "И вечный бой, покой нам только снится”? Идеал трагического героизма? – Но он наивно оптимистичен (вот-вот и взойдёт Высоцкого). А тут это "выпадающим красными клубками”. – Значит, всё-таки иномирие.

 

Надо проверить на чём-то ещё.

Посмотрите видеоинсталляция “Чешуя” (2018) – http://tanya-akhmetgalieva.art/ru/flakes/ о Тайгинском горно-обогатительном комбинате, вырабатывающем графит, о каолиновом карьере. Всё начинается устрашающе, но тихо. А потом ужасная музыка и урбанизм доводят до непереносимости. Этот грохот!

Если ницшеанцу нужно довести своего восприемника до предвзрыва, - а взрыв уничтожит весь Этот мир, так что вышвырнет вас в иномирие, - то Ахмедгалиева – ницшеанка.

Видеоинсталляция “Корабль-призрак” (2017) – https://vimeo.com/219492690 , наоборот, очень тихая. Но тут явно не рай, а образ тоже иномирия.

Кадр из видеоинсталляции

Изображение тел то и дело охватывается ореолом, например, жёлтым, или двоится. Возможно, такое бывает с наркоманами. – Нечеловеческое что-то. – Всё изменчиво, как и в Этом мире, но как-то не жаль исчезающего. А в конце появляется щебет птиц. Он усливается до опять непереносимости (значит, тут всё ещё Этот мир). И потом всё плавно уходит в черноту и молчание.

То, что говорит об этой вещи авторесса, выглядит – для меня – очень симпатично, потому что демонстрирует, что в сознании её иномирия нету.

"…Я вообще очень люблю портить изображения, перекрашивать, делить на отдельные каналы, слои, препарировать видео. Живое изображение превращается в более плоское, словно плохая компьютерная игра с искусственным миром. Все это для создания нового внутреннего пространства воображаемого острова, и уже становится совсем не важно, где были сняты эти вещи, видео очищается от ненужной информации…” (https://hitch.space/interview/tanya-ahmetgalieva/).

Значит, её не зря берут в Третьяковскую галерею.

 

11 ноября 2019 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6380.html