С. Воложин

Звездочётов. Картины.

Прикладной смысл.

В стиле ницшеанства.

 

Как не получить инфаркт от такой картины

Звездочетов. Ленинградская симфония, 2002. Холст, акрил.

Для тех, кто не знает… – Это Шостакович, автор Ленинградской симфонии, три из четырёх частей которой написаны в Ленинграде в 1941 году. Считается символом стойкости ленинградцев. Она была в Ленинграде исполнена 9 августа 1942 в Большом концертном зале Ленинградской филармонии, о чём снят фильм. Получая вместе с остальными жителями города по 150 граммов хлеба в сутки в самые тяжёлые месяцы, летом музыканты ходили на репетиции, готовясь исполнить симфонию. Они находились на казарменном положении, были причислены к командам МПВО — когда над городом кружили вражеские самолёты, как и тысячи ленинградцев, дежурили на чердаках и крышах, чтобы тушить зажигательные бомбы. Мощная артподготовка велась накануне и в день премьеры, чтобы в освещённое здание Большого зала филармонии и на площадь Искусств не упал ни один снаряд. Исполнение симфонии по словам дирижёра, прошло “при совершенно переполненном зале”, транслировалось по радио и по громкоговорителям городской сети, чтобы немецкие войска слышали, что город жив, в нём проходят концерты, и люди слушают героическую музыку.

Шостакович художником одет в эсэсовскую форму с соответствующими регалиями. Я проверил – всё верно кроме погонов.

Галстук и рубашка видны сквозь отвороты воротника, белая оторочка этих отворотов (ну, может, слишком длинная), шпалы на них, крест на левой груди, орёл на правой.

Но в небе – красные следы залпов орудий, обеспечивавших молчание немецких пушек.

И рама чуть сужается кверху – отзвук монументальности.

В котором часу звучала симфония?

Час симфония длилась. 8 вечера…

Время заката тогда было 21:10 (https://planetcalc.ru/300/).

Что-то такое…

То есть на картине, может, просто красно-жёлтый – закат без политизации. И противопоставлены вечная природа и переменчивые люди.

60 лет прошло с того исполнения, а страна стала совсем другая.

И художнику, чтоб не сойти с ума, надо закричать по-своему, по-художественному, изо всех сил. Так, чтоб унесло душу в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. А зрителю – понять этот крик.

И я нашёл возможность понять.

Вот так.

Я наткнулся на такие слова:

"Позднее мне приходилось неоднократно слышать сравнения работ самого Тимура и “Новых художников” с произведениями “Мухоморов”…” (Е. Андреева. Время Тимура. https://magazines.gorky.media/km/2006/2/vremya-timura.html).

Тимур – это Новиков, “Новые художники” – организованная им группа. Звездочётов – из группы “Мухоморов”. А Новиков открыл для себя (см. тут) к середине 80-х, как выражать крайнее отчаяние крайней же радостью: выразишь принципиально недостижимое иномирие и – как бы достиг свой идеал (ницшеанца).

"В практике “Мухоморов” и “Новых” есть определенное сходство, например, в интересе к экспрессионизму” (Там же).

То есть – к “текстовой” ультракрайности.

А искусствоведы (все преимущественно формалисты) не умеют отличать идейное и подсознательное отличие экспрессионистов (ультраотчаявшихся коллективистов) от ницшеанцев (ультраотчаявшихся индивидуалистов). Тем паче им, искусствоведам, неведомо, как от коллективистского отчаяния из-за краха идеи коммунизма превращаются в свою противоположность – в ультрпаотчаявшегося индивидуалиста.

Но кричать истошно Новиков придумал под видом счастья, а вот Звездочётову так не подфартило. Он придумал – как младенец – мамину грудь кусать (советскость). И, как это стало ясно многим с 24 феврали 2022 года, даже не только советскость, но и русскость.

Звездочётов. Два богатыря, 2005. Холст, акрил.

Звездочётов. Стрелец. 1988. Холст, масло.

Я заподозрил, что текст этот из какого-нибудь сочинения школьника, описания картины (так мощно гробят эстетический вкус детей! Ведь в неприкладном искусстве выражено обязательно не то, что изображено!). Загнал текст в поисковик. И первой строкой выдало:

"Описание картины Авилова "Поединок на Куликовом поле..."

Автор тщательно выписал лицо Пересвета – оно выражает решимость и ненависть к врагу. А Челубей изображен сзади, и с него слетает шлем во время удара. За сражением с напряжением наблюдают войска, но настроение воинов разное. Русская рать сосредоточена и верит в победу соратника, в то время как татары выглядят неуверенными, что и понятно, ведь они сражаются лишь за возможность грабить чужую землю. ... Воины очень напряжены и нацелены на победу. Каждый из них представляет свой народ и чувствует всю ответственность за исход поединка. ... Фигура Челубея показана сзади, во время удара с его головы слетает головной убор, Пересвет показан спереди, его лицо выражает ненависть к противнику”.

Звездочётов. РАХ. CULTURA. 1992-1993. Холст, ткань, акрил.

Нужен перевод с латинского? – Мир. Культура. А в круге перевернутый вниз головой символ Пакта Рериха.

"Знамя Мира является символом Пакта Рериха, первого в истории Международного Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года… Знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Знамя Мира имеет на белом фоне три амарантовых круга в кольце, символизирующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности; синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры; три ключа жизни – любовь, красоту, знание, христианскую Троицу и др.” (http://znamya-mira-znamya-culture.ru/%D0%BE-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0/).

Звездочетов. Боярыня Морозова. 2005. Холст, масло.

Тот в санях, кто справа – из “Охотников на привале” Перова, стращающий слушателей. А слева – не могу найти поиском по картинкам, но что-то знакомое.

Звездочётов. Либерастов к ответу! 2021. Холст, акрил.

Галстук удирающего в цветах ЛГБТ и он интеллигент (с портфелем). И – голубой (педик). А красные – красные. И земля вокруг – традиционалистская, как и старинный шрифт.

А начиналось всё достаточно невнятно.

Алексей Каменский, Сергей Мироненко, Владимир Мироненко, Свен Гундлах и Константин Звездочетов. Охота индейца на орла. 1978.

В левом нижнем углу распоряжался Звездочётов.

Варианты ви`дения.

Над чем он смеётся – не понять. Может, так: в СССР жалеют загнанных в США в резервации индейцев; ну так посмеяться над ними. Русофобскую тенденцию можно узреть в преимущественно латинских буквах подписи.

Так, поскольку вся картина, в общем, не понятна, то по-доброму это можно истолковать как крайнее разочарование лжесоциализмом в СССР и, следствие, как бегство в подсознательный идеал метафизического иномирия, данного образом абсурда. И – считать неприкладным искусством. Т.е. первосортным.

Но по мере убывания недопонятности вспоминается, что в литературе сатира это род искусства, который "теория вообще недооценивает и принижает и склонна сводить к дидактике” (Словарь литературоведческих терминов. М., 1974).

То есть (если по аналогии с разделением Вейдле литературы, что та состоит из искусства слова и искусства вымысла) Звездочётов из искуства-то не выбивается (выдаёт экстравагантности в области вымысла). Но это у него искусство прикладное, призванное выразить русофобию его и целого круга западников, считающих Россию больным человеком земного шара. Смею предположить, что ныне он против СВО на Украине. Проверить нельзя – интернет на этот счёт молчит.

- А как же, - спросите, - с душераздирающей силой “Ленинградской симфонии”? Как не признать это первосортной вещью?

- Просто. Прикладное искусство отличается силой воздействия, а не тонкостью. Вот и надо первосортное ценить за тонкость, тогда и мысли не возникнет о первосортности “Ленинградской симфонии”.

8 апреля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZDFHpZkZ_iBQzviT?&partner_user_id=[object%20Object]

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)