Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Зобин. Среди тысячи дорог

Художественный смысл

Противостояин лжесоциализму.

 

Тончайшее

 

Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится.

Из интернета.

Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг стрельнуло в голову, почему фильм так называется. – Из-за сток Высоцкого:

 

среди непройденных дорог

одна – моя.

А смотреть этот фильм я стал потому, что на канале “Ностальгия” увидел самый конец его. Странный. – Любящая парня девушка, отказывается идти за него замуж, лететь с ним в Дели, куда он назначен собственным корреспондентом, а он за два месяца перед этим отказывается от её предложения прожить эти два месяца друг с другом и только друг для друга.

Впечатление, что Зобин своей Вероникой говорит, своя дорога в социуме – это самое ценное в жизни. Даже у женщины. И если эта своя не совпадает с женской стороной личности, то последней надо жертвовать. Поучение, мол, такое.

Заметили? Я говорю “мол” и “впечатление”. То есть я увидел ЧТО-ТО за этими “мол” и “впечатление”.

И это ЧТО-ТО проводится в условиях наибольшего сопротивления – среди журналистов, очень мотивированных на личный успех.

Если вдуматься, личные успехи Вероники и Сергея принципиально разные. В них противостоят друг другу российский и западный менталитеты. В 1983 году! Не социализм (так называемый) и коммунизм, а менталитеты.

Вот какие разные материалы они привезли из одной и той же командировки:

"Магнитофонная запись.

- Вас, Оксана, послушаешь, так выходит, все люди просто замечательные.

- Почему же все? В прошлом году приехал к нам инженер из сельхозтехники. Водопровод начал строить. Долго торговался с директором, чтоб ему подкинули. Получил аванс. А мои девчата. Как носили воду вёдрами, так по сей день и носят. А что думаю, ведь у него, наверное, дети есть. И он каждый день молочко им в магазине покупает. – Как же ему не совестно перед детьми.

- А вы не помните фамилию этого инженера?

- Да зачем? Может, он нашу передачу услышит.

- Мало вероятно, что услышит нашу передачу инженер Сергеев и поспешит в совхоз выполнять взятые обязательства. Поэтому я обращаюсь к руководителям сельхозтехники: долго ли вы намерены мириться с фактами очковтирательства, рвачества, недобросовестности”.

Оставим в стороне, что очковтирательство не могло состояться без участия директора, который подписал акт приёмки водопровода, рядом с подписью сдавшего, мол, водопровод Сергеева, который промолчал, что деньги, списанные на строительство на самом деле перешли в карман директора. И тот вряд ли показывал этот акт корреспонденту Сергею Митину, у которого в служебном задании командировки указан "любопытный человечище”, муж этой Оксаны, какой-то героический поступок совершивший и лишившийся ног. Но оставим в стороне эту накладку.

Что записала Вероника?

"- Скажите, Оксана, вот эти ваши рисунки… пальмы, ворота… Вы кому-нибудь их показывали?

- Да что вы! Ворота как ворота. Вот к нам другие приезжали, всё про Павла расспрашивали. А вы – как я рисую. Чудно.

- Простите. У вас тяжёлая работа и с мужем несчастье. А вы такая весёлая, обаятельная.

- Когда привезли его домой, я такая счастливая была. Достала я краски и нарисовала голубую пальму. Ты видела. Я счастливая”.

Оба не по служебному заданию работали. Но оставим и это. И что засчитано обоим выполнение задания.

Чем отличаются репортажи? – Первый – за работизм, второй – за внеработу, так сказать.

Какой российский менталитет? – Словами укороченной мною цитаты из Феофана Затворника: “Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца”. Труд, как первая потребность человека при коммунизме, к которому, мол, идут советские люди в 1983 году – это была ложь. Это был результат догматического окостенения марксизма, превратившего марксизм где-то в свою противоположность. О каком труде как первой потребности можно говорить, когда при коммунизме работать будут роботы?!

Лжесоциализм, который был в СССР, ложным был ещё и потому, что не предполагал перспективы в будущем основного занятия людей не работой, а неработой. Это подсознание Зобина чувствует и обеспечивает прорывы подсознательного идеала (настоящего социализма) в виде такой странности, как невыполнение и Сергеем и, главное, Вероникой своего командировочного задания. Ну и квалифицирование этого невыполнения выполнением. – Не в том даже для подсознания Зобина противостояние Сергея и Вероники, что это противостояние менталитетов достижительности с бытийностью (недостижительностью), а это противостояние лжесоциализма настоящему социализму.

Огромная глубина! И потому так не остроконфликтен и даже нежизнен фильм. Ну как поверить, что любящий женщину мужчина отказывает ей пожить с нею два месяца, забыв обо всём на свете. Как можно поверить, что любящая мужчину женщина откажется от своей карьеры ради карьеры мужа. – Нет, ну мыслимо, но как-то… Так не бывает.

Соответственно, это не реалистический фильм, а фильм-мечта, к тому ж ещё и неосознаваемая. А осознаваем он автором как поучение в работизме. Что скучно, если не углубиться.

Но и без всяких углублений и рассуждений в каждом кусочке глубина это как-то чуется, отчего я и насторожился, застав в телевизоре маленький кусочек в самом конце. Понятен и эпиграф. Человеку обрыдли эти сериалы всё с хорошими концами и деловыми серединами.

8 мая 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://ruszhizn.ruspole.info/node/11910

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)