Зимина. Художественный смысл

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Зимина

Художественный смысл

От сшибки противочувствий (разочарования и неприятия его) вы понимаете, что жизнь прекрасна даже в своей неустроенности.

О рассказиках Марины Зиминой

Или я тупой?.. Или это впечатление было запланировано автором… Может, и невольно… Наверно невольно. Было бы страшненько, если б такие нюансы получались в результате расчета.

Я пишу о рассказе Марины Зиминой "Двое" (http://www.altnet.ru/~lik/Proza/zim.htm).

Автор в отчаянии от раздрая, царящего в жизни. И… Она б, наверно, ничего не стоила, жизнь, если б вся была упорядочена.

Под свежим впечатлением от рассказа я сам, чувствую, пишу рвано. Зимина меня впечатлила…

По своей привычке к максимизированию, так сказать, мне представляется, что автор, того, может, и не сознавая, создал портрет самой России в своем рассказе. Страны непостижимой в ее противоречиях. И как бы созданной для страданий. И счастливой.

Героев в рассказе двое, как то и следует из названия. Рокотова Мария, внучка, и ее дед, Рокотов, Евгений Павлович.

Написан рассказ от имени тоже двоих. По очереди. Резко отграниченной, как драмы для чтения пишут, ремарками: "22 сентября, после полудня. Рокотова Мария", "22 сентября, вечер. Рокотов Е.П.", "23 сентября. Утро. Рокотов Евгений Павлович" и т.д. (Написаны они, как эпиграфы, справа. Оттого, может, я и не понял сразу, что это сигналы о перемене "автора" повествования.)

Такое раздвоение повествователей тоже противоречиво. Они ж два сапога - пара, эти дед и внучка. Страстные - крайне. Близко к сердцу принимают жизнь. Взрывчатые. Шестнадцатилетняя внучка уходит из дома (к деду), чтоб не слышать нотаций от мачехи, Оксаны Петровны, по поводу того, что она может забеременеть, заболеть сифилисом… (а ее парень бросил, и она места себе не находит на свете, и оттого шатается черт знает где и когда: да есть ли она - любовь?!). Вот слова этой бомбы:

"Дед, если я буду курить, то заработаю себе рак. Но если я не буду курить, то я кого-нибудь убью. Тебе Оксану Петровну не жалко разве?"

А дед когда-то, двадцатипятилетним, влюбился, женатый и с сыном, в шестнадцатилетнюю. Протрезвил его ее возраст. И он задавил себя. А потом, через сколько-то лет, видно, вдруг не выдержал и развелся. И любил-любил-любил свою Марию Первую:

"-Идиотизм у нас был! Любовь! Мы с ней знакомы уже лет пятьдесят, и за все время прожили вместе самое большое – год".

Та была и вовсе супербомбой насчет свободы (Мария Вторая ее для себя, увидев, назвала бездной). А дед ее любил и в разлуке. Всю, можно сказать, жизнь.

И вот умер. И оказалось, что Мария Первая, приглашенная внучкой ко гробу, еле вспомнила, кто это:

"Это тот Рокотов, который журналист?"

И через пару строк рассказ кончается таким абзацем:

"Снег на улице уже успели размесить сапогами, я брела по этому месиву и рыдала, как вчерашняя дамочка, в голос. За что ему такое? Сэр Джон, то, что вы хранили под семью замками и вокруг чего строили всю вашу жизнь, оказалось всего-навсего иллюзией. А вы говорили – любовь, вы говорили – стоит верить. Если не в кого больше верить и некуда больше идти, то что остается? Свет в твоем окошке погас, ты больше не ждешь меня, ты переехал и не оставил адреса. Вокруг темнота. Прощай, дед".

И у кого такое неприятие краха идеала как такового? - У матерой (на своем уже изрядном опыте) в разочаровании, у забеременевшей и брошенной школьницы.

И от сшибки этих противочувствий (разочарования и неприятия его) вы понимаете, что жизнь прекрасна даже в своей неустроенности. Да.

Оттого, наверно, и любят так неустроенную Россию.

 

В другом рассказе Зиминой, "На пороге" (http://www.altnet.ru/~lik/Proza/zim1.htm), бабушка говорит пятнадцатилетней внучке:

"Красивая ты, Сашка… Намучаешься".

И в том рассказе тоже раздрай в семье… И Сашка, уезжая в город после проведенных в деревне скучных (до битья тарелок об стенку) и прекрасных каникул, готова переступить порог в эту ужасную и прекрасную жизнь.

 

Нет. Как хотите, а только читать произведение - можно "в лоб". Открыть же художественный смысл написанного - можно только между строчек.

Сентябрь 2005 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.altnet.ru/~lik/Arhiv/likb19.files/lik5.htm#Воложин

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)