Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Захаров В. Карельская пасха (поэма в прозе).

Художественный смысл.

Благое сверхбудущее для индивидуалистов.

 

Не подблюдная разве?..

Я исхожу из такого наблюдения: при слове “искусство” зачастую имеют в виду неприкладное искусство, понимаемое как рождённое в самой глубине души автора и призванное испытывать тоже самую глубину души восприемника. Эстетический экстремист, я, говорю, что такое рождается от подсознательного идеала автора и является первосортным в пику прикладному искусству, рождающемуся от замысла сознания, и то, мол, второсортное. Мне кажется, что я вследствие экстремизма просто обостряю то, что бытует в жизни. Плох тот солдат, кто не хочет быть генералом, плох тот поэт, кто не хочет вдохновляться богом, как мыслили в старину о творцах произведения искусства.

Практически же – опять ссылаюсь на то, что мне кажется – произведения неприкладного искусства встречаются очень и очень редко. И практически мыслящий человек прав, смеясь надо мною, когда я, - как от печки начинают плясать, - сперва пробую предполагать про новую для меня вещь, что она первосортная-по-моему. И начинаю искать “текстовые” странности.

В вещи Владимира Захарова “Карельская пасха (поэма в прозе)” (07/12/22 – 14/12/22) мне странным показалось название. Слово “пасха”.

Дело в том, что, прочтя 50 строк этой “поэмы”, мне вспомнилась совершенно жуткая народная песня. Не грех её всю процитировать (я её уж десятки лет как не слышал, молодёжь её, наверно, и не знает даже).

 

- Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

- Дитятко милое, кони разыгралися.

.

- Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

.

- Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут!..

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся…

.

- Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

.

- Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

.

- Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка… Меня благословляют…

- Дитятко милое, господь с тобою!

А поскольку – из-за экстремизма же – я стараюсь вписаться в имеющуюся систему ценностей, а также, вечно не доверяя своему умению открывать художественный смысл (всегда в произведениях неприкладного искусства скрытый), я полез читать об этой жуткой песне. Она оказалась подблюдной.

"Подблю́дные пе́сни — русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий по жребию, которые в иносказательной форме предвещают будущее каждому участнику… Название подблюдные песни связано с особенностями происходившего гадания. В один из святочных праздников (чаще всего в канун Нового года, называемого в северном Белозерье подблюдный вечер) собирались на совместные гадания девушки и женщины; каждая бросала в глубокое блюдо свой предмет (меченые жребии: кольцо, серьгу, булавку, брошку, пуговицу, монету и т. п.); старшая из женщин (вдова) закрывала блюдо платком, встряхивала его и затем вынимала жребии наугад под пение специальных песен, закодированный смысл которых служил предсказанием судьбы для хозяина конкретной вещи” (Википедия).

А Захаров назвал свою вещь “пасха”.

На пасху же не судьбоносное поют, а заклички:

 

Ай, качи, качи, качи,

Несёт дед куличи,

А бабушка пасочку –

К светлому праздничку.

Будет Ваня разговляться,

Крашеным яичком любоваться.

И Захаров не зря, думаю, так подробно дату создания поставил: 07/12/22 – 14/12/22, - а чтоб намекнуть, что это предновогоднее, как бы предсвяточное. Т.е. судьбовещательное.

И вещает он тут "про войну, и про голод, и мор”, про групповое изнасилование.

А откуда берётся подсознательный идеал первосортного искусства? – Из духа времени. – А какой он был в конце 2022-года? – Тоска от затянувшейся что-то СВО на Украине – для сочувствующих России, и тоска от чудовищных людских потерь Украины из-за преобладания России в огневой мощи – для сочувствующих Украине.

При чём же тут пасха? Если чтоб запутать цензуру (назовём так руководствование перечнем ФСБ от 01.12.2022 сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации: сведениями "14… о <…> морально-психологическом климате”), то проваливается предположение о происхождении поэмы от подсознательного идеала: начало её сочинения отстоит на неделю от вступления в силу перечня.

Новое предположение (о сознательном замысле) подтверждается железно выдержанными размерами абзацев (я на это наткнулся давеча при подсчёте общего числа строк поэмы [ибо странно было и назвать поэмой столь короткую вещь]). Все абзацы – по 5 строк и лишь предпоследний – про насилование и сопротивление ему – 10 строк.

И в ту же степь пошло доселе неизвестное мне слово "ихор”.

"В греческой мифологии ихор (в древнегреческом ἰχώρ) — кровь богов, отличная от крови смертных” (Википедия).

Речь об исключительности, главном слове в описании западной цивилизации в отличие от уникальности, главном слове в описании русской цивилизации. Исключительность предполагает возвышение над другими, нацизм в пределе, что характерно для нынешней Украины да и всего нынешнего Запада, пришедшего к фашистскому либерализму. А уникальность России не отказывает в иной уникальности другим народам.

Ну а сочинить текст в рифму, с ритмом и повторами могу и я, совсем не поэт.

 

Вымою я чёрные волосы.

/ - / - / - - / - -

Чёрные, чёрные, чёрные волосы.

/ - - / - - / - - / - -

Вымою я чёрные волосы,

чтобы стали ещё черней.

- - / - - / - /

.

Ой, ты гой еси, добрый молодец!

Не запеть ли нам песню дерзкую,

Песню дерзкую, не донос властям,

Не донос властям – откровение,

Пошатнувшимся – вспоможение.

У пессимистов относительно будущего России есть псевдотеория Гумилёва, что не живут этносы больше 1500 лет. По теории, оспаривающей норманнскую теорию, славяне до Рюрика (862) созрели до государственности, потому и изгоняли раз за разом варягов, и просто Рюрика выгнать оказалось не просто, как его предшественников. Сколько времени надо дать предшественникам, чтоб их изгоняли и изгоняли? 2023 – 862 = 1161; 1500 – 1161 = 439 лет. – Многовато. Ну так зато после краха России в этом году, русские не сразу исчезнут, если не будут поголовно убиты, а просто выродятся от угнетения. Лет 100-150 понадобится. Вот и получится приблизительно 1500 лет существования. Так что мрачные думы Захарова о скорой смерти России, ввязавшейся в неравную схватку с Западом, накануне скоро наступящего нового, 2023-го, года вполне могли его подсознанию, а не сознанию, подать идею обратиться к теме подблюдной песни, предсказывающей чёрное будущее России в образе гадающей женщины. А пасха (воскресение из мёртвых) появилась логически от того, что песня получилась о насилуемой и убиваемой Украине, которая воскреснет (вот какой финал поэмы):

1."Я распущу чёрные волосы. Чёрные, чёрные, чёрные волосы. Я

2. распущу чёрные волосы, чтобы стали ещё черней. По сторонам света

3. отпущу волосы. По руслам рек отпущу волосы. По розе ветров отпущу

4. волосы, чтобы стали ещё черней. Нет святее Пасхи моей, волосы тем

5. черней”.

Хорошо, скажете, а не возвращается ли эта вещь в вашей системе мыслить в рождённые всё-таки подсознанием, подсознательным идеалом исключительности, раз вы допустили подсознательное рождение обращения к жанру народной подблюдной песни?

Да, - признаю я. – Более того, будучи патриотом России (и помня про её веками подряд сохранение независимости, усиленную теперь – как никогда в истории – её превосходством в оружии) во имя достоевского всепонимания русскими других народов и в пику принятой Западом политики культурной отмены русскости на планете следует проакцентировать, что поэма западника Захарова может быть мною отнесена к произведениям неприкладного искусства. Первого сорта.

3 апреля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/7229.html

и с добавкой в начале :

В чём сила предателей России

 

Я вам скажу, что я знаю. Этот теракт не вызвал… я б считал нормальным возмущение в среде оппозиции, что кто-то имеет чуть не отношение, мог пойти на такое. – Никто…

Саймс

Сила предателей России в заблуждении, что здравый смысл и естество на их стороне.

Я это понимаю по себе. Каким-то непостижимым образом – верой, наверно, в Россию (за итоговый результат её полутысячелетнего сохранения независимости) – я держался против лавины фактов, предсказывающих её скорую кончину. Говорит ли что-то, например, такой факт, что за единственным исключением все мои родственники перешли в предатели? Считают Россию фашистской страной, и если и продолжают жить в ней, то потому, что в их кругозоре число их сторонников непрерывно увеличивается и скоро будет их победа. И они патриотами себя считают. Стоящими на правильной стороне истории. А если так уж случилось, что их страна всё время, кроме ельцинского, была на неправильной стороне истории, то с Ельцинского времени начиная – с возврата в капитализм какой-никакой – пути назад нет. Пусть и реакция выработалась, и дерьмократией обозвал народ их идеал. Но за капитализмом стоит Свобода, а это таки сила, что возврата к чему-то СССР-оподобному невозможно. Дескать, и кардинальный факт налицо: буксует специальная военная операция. Что-то неуверенно побеждает коллективистский менталитет менталитет индивидуалистский. От СВО удрало заграницу от 500 тыс. до 1 млн. А сколько миллионов менее решительных осталось? Миллионы и миллионы! Это ж очевидно, мол, что противоестественных людей, каких требовала коммунистическая идея, с высокими устремлениями, поначалу смогло-таки накопиться много от ожидаемого скорого свершения мечты о Справедливости. Но крах этой мечты в 1991 году доказал же, что такие люди – выдумка, натуга, проект, а не реальность. Реальность же – естественность капитализма.

Что тому скоро конец – это до их дойти не может. Хоть причина конца тоже очевидна: капитализм – это ограбление одними других. И жить строй может только до тех пор, пока есть кого грабить. Пока Запад, грубо говоря, грабил остальной мир, капитализм жил и припевал. Крушение колониализма привело за собой неоколониализм, и всё осталось по-прежнему. Из неоколоний выросли монстры развивающегося мира, и конец всё же подступил. Так спас СССР – развалившись. И грабить предоставил себя и весь свой лагерь. И капитализм опять продолжился. Предпоследняя судорога – США грабят, вот, Европу. Последняя – идея Шваба: ограбить свой средний класс. С обманом: равенством, мол. Называется это – инклюзивное общество. Всем – работающим или нет – гарантированный доход, обеспечивающий сносную жизнь. Равенство, мол. Потому “мол”, что СМИ обеспечат неизвестность большинству о том, что на малую группу управляющих всем миром равенство не распространяется. И – решается вопрос, куда девать людей, которых всё больше заменят роботы и искусственный интеллект. – Как решается? – Очень просто. Гарантированный доход слишком мал, чтоб сохранять вкус к жизни, но и слишком соблазнителен, чтоб на эту иглу не подсесть. Народ начнёт вырождаться и ускоренно умирать. (Гендерная революция – поможет.) А СМИ, повторяю, обеспечат приятие такого продолжения эры Потребления – оболваниванием. Горохизация (стирание государства, глобализация) обеспечит физическую невозможность свержения такого строя. – И – идея исключительности спасена. Только большинству предателей России такая сложность не по уму. А по уму – инерция мысли, что всё можно вернуть в ельцинское время Свободы, раз нас, мол, так много и раз мы-де – естественные, а не искусственные.

Ещё немного. Санкции скажутся. Россия в нескончаемой войне надорвётся. И можно будет эту проклятую власть снести. Нас, её ненавидящих, станет большинство. И всё вернётся на прежнюю дорогу, ведущую Россию, - может, даже разделённую, - на магистраль, к правильной стороне истории. К Свободе.

И вот предатели России, явные или потенциальные, называющие себя “креативный класс” (и в самом деле всё больше деятели культуры они) продолжают исполнять, как им чуется, социальный заказ: внушать тягостное настроение пока ещё большинству, приверженному путинской власти.

Вот один такой.

По адресу:

https://dzen.ru/a/ZDjwmIPgwh9PSD17

 

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)