Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Высоцкий. Не отдавайте в физики детей…

Художественный смысл.

Идеал настоящего социализма.

 

Обидно мне, досадно мне и не ладно.

Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа!

Что меня обидело в этот раз?

Восторги по поводу эрудированности Высоцкого в разных областях даже и науки из-за такого вот стихотворения.

 

Не отдавайте в физики детей,

Из них уже не вырастут Эйнштейны,

Сейчас сплошные кризисы идей —

Все физики на редкость безыдейны.

 

У математиков ещё какой-то сдвиг,

Но он у вас не вызовет улыбок,

Ведь сдвиг намечен по теорье игр,

А также и по линии ошибок.

 

Математики все голову ломают, как замять грехи,

Кибернетики машины заставляют сочинять стихи,

А биологи искусственно мечтают про живой белок,

А филологи всё время выясняют, кто такой Блок.

 

Мы, граждане, привыкли с давних пор,

Что каждая идея есть идея,

А кто-то там с фамилией Нильс Бор

Сказал, что чем безумней — тем вернее…

 

Нет, Бор, ты от ответа не уйдёшь!

Не стыдно ли учёным называться?

Куда же ты толкаешь молодёжь

При помощи таких ассоциаций?!

 

Математики все голову ломают, как замять грехи,

Кибернетики машины заставляют сочинять стихи,

А биологи искусственно мечтают про живой белок,

А филологи всё время выясняют, кто такой Блок.

 

Мы все в себе наследственность несём,

Но ведь обидно, до каких же пор так?

Так много наших ген и хромосом

Испорчено в пробирках и ретортах!

 

Биологи — у них переполох,

Их итальянцы малость обскакали:

Пока они у нас растят белок —

Уж те зародыш пестуют в стакане.

 

Математики все голову ломают, как замять грехи,

Кибернетики машины заставляют сочинять стихи,

А биологи искусственно мечтают про живой белок,

А филологи всё время выясняют, кто такой Блок.

Ну чем эти восторги отличаются от думания, что Высоцкий сидел в тюрьме, раз так проникновенно поёт блатные песни? Или что он воевал?

Это всё равно, как любить, скажем, Шишкина за то, что как живой лес у него на картинах получался, тогда как для того это был образ развивающегося могучего народа. – И когда это выражал он? – Когда почти все передвижники плакали о судьбе этого несчастного народа, сперва освобождённого от крепостничества без земли, а потом и угнетаемого соответственно.

Глупые космонавты на орбите заряжались мужеством Высоцкого…

А я говорю, что Высоцкий (да и многие другие современные ему сочинители авторской песни) превзошли обычный уровень песни как прикладного искусства, приложенного к задаче усиливать в общем-то знаемое чувство (например, того же мужества). – И чего достигли авторы? – Уровня искусства неприкладного (выражающего незнаемое, подсознательный идеал автора, иначе говоря, испытывающего сокровенное мироотношение человека, подсознанием же воспринявшего тот идеал, сознаниям ни автора, ни восприемника не данный).

Из-за такой сложности я один в углу и стою.

Что не было дано подсознаниям нашим и Высоцкого, а воспринималось и выражалось?

Идея настоящего социализма на фоне имевшегося лжесоциализма.

Что это такое?

Это когда каждый день увеличивается доля самодеятельности за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, что и означит наступление коммунизма.

Для власти в СССР осознание этого народом было большей опасностью, чем возвращение к капитализму, особенно учитывая теории конвергенции социализма с капитализмом, исповедуемой в верхах. Верхи думали, что слившись, они уж точно, а может, и народ, заживут материально так же хорошо, как на Западе.

Чтоб не дать народу осознать идею настоящего социализма, власть издавна, еще с 1919 года, внушила, что хаос и анархия это синонимы. Да и анархисты, совратившись на силовые действия, много постарались, чтоб опозорить себя разбоями и издевательствами.

Способствовали непопулярности анархии (отсутствия центральной власти) и начавшаяся гражданская война и угроза войны в мирное время, и Отечественная война и угроза новой войны в новое мирное время. Только с достижением ядерного паритета можно было начинать сворачивать тоталитаризм. Но переродившаяся уже, собственно, не советская власть не хотела делиться властью. Соответственно и народ окончательно утвердился, что анархия и хаос синонимы.

Это самым благоприятным образом сказалось на искусстве левых шестидесятников, пытавшихся спасти социализм от лжесоциализма. – В чём благо? – В сохранении настоящего социализма глубоко в подсознательном идеале.

Вообще же самодеятельность естественна и тянется сквозь тысячелетия в более или менее явном виде от первобытного строя. Русская сельская община один из таких атавизмов. Советский коллективизм тоже оттуда родом.

А естественность и наука – противоположности в чём-то. Точнее – революции в науке.

Вне революции – наоборот. Наука упорядочивает. И у пресыщенных может вызвать отторжение. У ницшеанцев, например. Или у обделённых хищников. Например, у футуристов. Поэтому от накопления порядка к концу XIX века в Европе случился взрыв нового порядка в культуре. И так случилось, что с этим совпала революция в физике. Она породила даже и нравственные драмы, ибо отрытые законы микромира оказались не такими, как законы макромира. Отсюда – угрызения совести художников-футуристов, оптимистов, и искажения классического элемента в их “текстах”. (У Маяковского роль угрызений совести выполнило его следование нажиму царской охранки: бросить большевизм ради искусства. Но мы ж рассматривает тему науки.)

Шестидесятничество, как попытка изменить лжесоциализм (в капитализм – у правых, в настоящий социализм – у левых), естественно привела к повторному, как в начала ХХ века, внедрению неклассических форм (НКЛ): рифмы, ритма, – в стихосложении.

Но естественность самодеятельности для Высоцкого этому процессу препятствовала. Что мы видим и в подсчётах классических (КЛ) и неклассических форм в его творчестве:

http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/fomina-stihoslozhenie/stihoslozhenie-vysockogo.htm

"Наличие неклассических форм в творчестве Высоцкого – поэта конца 60-70гг. ХХ века – является предсказуемым, поскольку в этот период русские поэты, пройдя через опыт символистов, В. Маяковского, считают использование НКЛ не экзотическим приёмом, а стилевой нормой… у Ю. Левитанского – 32,4%... до 83,4% у Р. Рождественского… Привлечение контекста общего фона стихосложения современной поэзии показывает, что Высоцкий улавливает новаторские тенденции развития русского стиха ХХ века. Однако его стихосложение свидетельствует о том, что классический стих не только продолжает функционировать в русском стихосложении, но даже может преобладать” (Там же).

Вот соответственно – противоположно авангардистам* начала ХХ века – у него должно было сложиться отношение и к революциям в науке.

Но впрямую он это выразить не мог. Ему подсознание шептало, что отказ от тоталитаризма и переход к настоящему социализму это прогресс; революции в науке – тоже прогресс, так нельзя ж просто взять и выступить против нового в науке. И он нашёл выход: сказ. Он отдал слово какому-то тёмному типу. – Смотрите на ауру слов: "Не отдавайте в физики детей” – будто иного, чем некий домострой в семье, лирический герой не понимает, а участие родителей в определении будущего своего ребёнка считает всё ещё нормой. Отсюда, из темноты, ироническое множественное число "Эйнштейны”. Отсюда же "сплошные кризисы идей” – отголосок клише советской пропаганды типа: кризис сознания, духовный кризис, культурная элита переживает тяжелый кризис, гуманизм переживает кризис, финансовый кризис. Совершенный ляп: "физики безыдейны”. Какое отношение имеет идеология к негуманитарной науке? Не соответствуют друг другу "Математики” и "грехи”. Грубость: "Кибернетики машины заставляют”. Программируют, наверно. А это "искусственно мечтают”! Абсурдно словосочетание: "живой белок”. Так теперь безграмотные хозяйственники называют искусственный корм. И тавтология; "каждая идея есть идея”. Или вот это амикошонство: "А кто-то там с фамилией Нильс Бор”. Я уж молчу, что Нильс это имя, а не фамилия. И т.д. и т.д.

В общем, у меня волосы дыбом встают, красно говоря, от дремучести ведущего Дзен-канала “СтихиЯ Высоцкого” в его статье-похвале Высоцкому:

"…мы видим, вполне внятно обыгрываются многие научные проблемы и изыскания 60-х годов ХХ века”.

И ведь у него почти тысяча подписчиков, соответствующих по темноте…

13 февраля 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/obidno-mne-dosadno-mne-i-ne-ladno-6027ca4a0454f6146a7a2bae

*- Не противоположно, судя по одобрительному исполнению Высоцким похожей высмеивающей песни Галича "Про маляров, истопника и теорию относительности"

https://youtu.be/9WBz9SzGR8w .

 

…Чуйствуем с напарником: ну и ну!

Ноги прямо ватные, все в дыму.

Чуйствуем — нуждаемся в отдыхе,

Чтой-то нехорошее в воздухе.

.

Взяли “Жигулевское” и “Дубняка”,

Третьим пригласили истопника,

Приняли, добавили еще раза, —

Тут нам истопник и открыл глаза

.

На ужасную историю

Про Москву и про Париж,

Как наши физики проспорили

Ихним физикам пари,

Ихним физикам пари!

.

Все теперь на шарике вкось и вскочь,

Шиворот-навыворот, набекрень,

И что мы с вами думаем день — ночь!

А что мы с вами думаем ночь — день!

.

И рубают финики лопари,

А в Сахаре снегу — невпроворот!

Это гады-физики на пари

Раскрутили шарик наоборот.

.

И там, где полюс был — там тропики,

А где Нью-Йорк — Нахичевань,

А что мы люди, а не бобики,

Им на это начихать,

Им на это начихать!

.

Рассказал нам все это истопник,

Вижу — мой напарник ну прямо сник!

Раз такое дело — гори огнем! —

Больше мы малярничать не пойдем!

.

Взяли в поликлиники бюллетень,

Нам башку работою не морочь!

И что ж тут за работа, если ночью — день,

А потом обратно не день, а ночь?!

.

И при всёй квалификации

тут возможен перекос:

Это все ж таки радиация,

А не просто купорос,

А не просто купорос!

.

Пятую неделю я хожу больной,

Пятую неделю я не сплю с женой.

Тоже и напарник мой плачется:

Дескать, он отравленный начисто.

.

И лечусь “Столичною” лично я,

Чтобы мне с ума не стронуться:

Истопник сказал, что “Столичная”

Очень хороша от стронция!

.

И то я верю, а то не верится,

Что минует та беда…

А шарик вертится и вертится,

И все время — не туда,

И все время — не туда!

1962 г.

- Мне в этой связи вспоминаются слова одного очень классного рабочего из макетных мастерских в нашем гигантском НИИ в советское время. Он мне, инженеру, примостившемуся среди рабочих в их курилке, чтоб просто не подниматься на свой этаж, пока у них перекур, сказал тихо (разговор был на политическую тему): “Нам же не дают разбираться в политике по-настоящему”.

Не было уже единства власти и народа. Дело было в Литве в году этак в 1970-м. Рабочий был литовец, лет 50-ти. Я же тогда был стихийным левым шестидесятником и воевал в местном масштабе за настоящий социализм. А в области авторских песен был против Галича (правого диссидента) и за Высоцкого (левого диссидента).

Поскольку оба были диссидентами, и оказалось возможным, что Высоцкий спел его песню. Но она отличается от его собственной. У Высоцкого тёмный тип чувствует превосходство над интеллигенцией за той морально-политическую крамолу, и темнота тёмного Высоцкому не нравится. Он бы хотел, чтоб тёмный просветился и потом бы судил интеллигенцию, может, и сохраняя осуждение. А Галич с тёмным заодно. Потому что тот и в темени своей верно судит, что верха его дурят, и он приступил, вот, к гражданскому неповиновению, что Галич одобряет.

Высоцкий – за просвещение, Галич – за восстание. Шутя исполняя песню Галича, Высоцкий, может, вышучивает того экстремизм.

Это соответствует стратегиям капитализма и настоящего социализма. Правым нужно снизить культуру народа, чего они и добились, загнав при реставрации капитализма большинство в заботу о добывании хлеба насущного. А левым нужно повысить культуру народа, чтоб он убедил культурно отстающую власть поделиться властью ради самодеятельности.

27.03.2021.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)