Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Высоцкий. Почти всё творчество.

Художественный смысл.

За настоящий социализм.

 

Высоцкий, понятый наоборот.

Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”.

Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации капитализма. Вот, например, заголовок и первые строки (http://vomske.ru/blogs/18090-vysotskiy_i_drugie/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com):

Блог-пост Яков Большаков

Высоцкий и другие…

Окуджава, Визбор, Кукин, Городницкий, Ножкин, Высоцкий и, конечно же, Галич — вот кому мы обязаны своим робким свободомыслием и готовностью перестраиваться.

Этот Яков Большаков того же поколения, что и мой двоюродный брат, родился после войны. А я родился до войны, моя жена – во время войны. Так вот эти два поколения диаметрально противоположно отнеслись к Высоцкому.

Моя жена, Наташа Гойхман, была активным участником движения КСП – клубов самодеятельных песен. Она, когда мы познакомились, ввела меня в атмосферу этого движения. Она мне рассказала, что там две партии: просоветская, с Окуджавой во главе, и антисоветская, во главе с Галичем.

Совпадает с Галичем, отдельно поставленным Большаковым. Даже и Большаков смог коснуться правды.

Но, увы, он прав (мой двоюродный брат мне свидетель) и в том, что его поколение воспринимало Высоцкого как борца с социализмом.

Высоцкий и правда был борец, но с лжесоциализмом, борец за настоящий социализм.

Так ужас ситуации в том, что раз ты против имеющегося строя, то…

Мы с женой были, можно сказать, стихийными ЛЕВЫМИ шестидесятниками. Я её, женившись, привёз из Одессы к себе в Литву из-за моей больной мамы. И когда мама умерла, пришлось переехать в Одессу. И не только потому, что там у жены остались друзья юности. Но и – не смейтесь – потому что жене было страшно жить в Литве: “Тут слишком мало советской власти” (как в воду смотрела: Литва первая объявила независимость от СССР).

Именно советской власти мало. Потому что само слово “Советы” означает самодеятельность (бывшую и в названии КСП). Настоящий социализм – это строй с ежедневно увеличивающейся самодеятельностью за счёт потакающего самодеятельности государства вплоть до полного исчезновения государства, что означит приход коммунизма. Советская вольница была в 1917-1918 годах, до начала гражданской войны. А та всё пустила под откос. Но это не осознавалось. Даже наоборот. Окуджава, ещё не предавший левое шестидесятничество в 1957 году пел: “Я всё равно паду на той, на той единственной гражданской”, - и у нас (левых шестидесятников) мурашки по коже ползли от какого-то жуткого предчувствия, что мы потерпим поражение.

Так вот. Когда я вернулся в Литву для обмена квартиры на Одессу (я уехал в Одессу к жене, просто квартиру заперев), я зашёл в своё НИИ, в котором проработал четверть века, и меня, бунтаря, преследовавшегося КГБ, радостно встретили сослуживцы, ставшие националистами:

- О! Семён! Давай возвращайся! Нам тебя тут не хватает!

- Э нет, - ответил я, - вы забыли, кем были первые христиане – коммунистами. Вот я такой же. Вы во мне ошиблись.

Многие-многие и в Высоцком ошиблись.

И он сам не рассчитал.

Дело в том, что художественность – это следы подсознательного идеала автора. Подсознательного! Боговдохновением в прежние века это называли. Почувствовать подсознательный идеал автора восприемники могут только подсознанием. До сознания он почти никогда у обычных людей не доходит (потому и нужны искусствоведы). Все настоящие художники стихийно и молчаливо с этим согласны или тоже этого не сознают.

Но это обстоятельство играет злую шутку со всеми: возможны и даже неизбежны неверные толкования. Тем паче, что произведения искусства обыкновенно имеют сразу много функций. И только одна главная: испытывать сокровенное. Автор и себя испытывает и восприемников. Подсознательно. Потому такое искусство называют неприкладным. По главной функции.

А побочных функций – много. И они все осознаваемые. Одна из них – компенсаторная. В соответствии с нею Высоцкий играл роль клапана для выпуска пара. А было плоховато в этом лжесоциализме всем. Даже и верхам. Вот Высоцкий и влюбил в себя всех этой неглавной функцией. А до главной большинство не доходило. Особенно – те, кто был склонен к индивидуализму. До войны родившиеся были, грубо говоря, коллективистами, а после войны – индивидуалистами.

Вот мой двоюродный брат, живший в соседней Латвии и лез вместе с другими студентами в раже на потолок, чтоб слушать приехавшего к ним выступать Высоцкого. И все – я ему верю – были потенциальными антисоветчиками. Каковыми они и он стали явно вскорости.

И Яков Большаков прав в чём-то, получается.

Мой двоюродный брат потом-потом говорил мне, что я был во всём СССР единственным левым шестидесятником (он мою жену плохо знал, а уж её соучеников, ставших зачинателями всесоюзного движения по местам боевой – а потом присоединили “и трудовой” – славы и вовсе не знал). – Слепой и глухой. Как и Большаков. А туда же: берут Высоцкого на знамя дела, которое чуть не погубило страну насмерть.

 

Мой канал – искусствоведческий. Но я хочу сделать исключение и не заняться анализом какой-нибудь песни Высоцкого и синтезом из этого анализа. А уподобиться Большакову, который тоже не затруднил себя такой сложностью. Он же обслуживает капитализм (по крайней мере упомянутой статьёй), а капитализму не нужны тонко чувствующие искусство. Как факт – ко мне почти никто не заходит. Трудно тут. Соображать надо. А люди уже перевоспитались под капитализм. – Так может, подумалось, и мне хоть раз воспользоваться…

11 сентября 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/vysockii-poniatyi-naoborot-5f5bcf92354535081e0d83d1

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)