Высоцкий. Купола. Песня о России. Сплин. Бог устал нас любить. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Высоцкий. Купола. Песня о России

Сплин. Бог устал нас любить

Художественный смысл

Высоцкий – стихийный предвестник нового традиционализма как спасения! А "Сплин" хвалой смерти от передозировки поёт хвалу пофигизму.

 

Высоцкий и “Сплин”.

Можно, конечно, думать, что нравящееся выражение нравится не за объективность, а субъективно. Поэтому скажу сначала против себя. Так как-то я жизнь прожил, что по душе мне она за некоторый аскетизм. Годовалым я чудом выжил. Рос слабым и гонимым. Безотцовщиной с шести лет. Вырос идеалистом и неудачником. От идеализма и не огорчающимся на судьбу. Много не надо. Даже род духовной силы. Льнул же в отрочестве – к физически сильным. И – к могучему русскому народу. А тот под конец моей жизни, оказалось, в менталитете имеет недостижительность (так называемые демократы этот термин ввели, жалеют и желают поскорее народ перевоспитать и от неё избавить). Мне же она по душе, хоть я атеист. – При чём “хоть” и “атеизм”? – При том, что от православия она. Труд-де – сфера всего лишь земного, материального благополучия. Труд не ставится в ряд со спасением и терпением, которые выше его. Труд – в пику протестантству – не смысл и предназначение человека в мире, не главное средство очищения и созидания души, но это всё есть “одна осьмая”. Ибо есть ещё хранение сердца. Ибо простоте и смирению являет Себя Бог. Ибо есть лучший удел, чем труд. А на своё устроение остаётся лишь “три осьмых”. Время атеизма лишь модифицировало эти максимы. Так как менталитет в любых условиях сохраняется веками.

В общем, мне понравились такие безрелигиозные слова: “В конце концов, патриоты всегда охотно уступали Западу ум, за собой оставляя душу” (Вайль, Генис. Родная речь. М., 1999. С. 160).

А поскольку у меня ещё – от Выготского – приём синтезирующего анализа, дескать, художественный смысл нецитируем и материал произведения развоплощается, то раз Высоцкий поёт о России очень негативно (“сонной державою, Что раскисла, опухла от сна”), то он ей хвалу поёт – за душу.

Купола. Песня о России

Слушать тут: http://video.mail.ru/mail/azazello64/68/291.html

 

Как засмотрится мне нынче, как задышится?

Воздух крут перед грозой, крут да вязок.

Что споется мне сегодня, что услышится?

Птицы вещие поют - да все из сказок.

Птица Сирин мне радостно скалится -

Веселит, зазывает из гнезд,

А напротив - тоскует-печалится,

Травит душу чудной Алконост.

Словно семь заветных струн

Зазвенели в свой черёд -

Это птица Гамаюн

Надежду подает!

В синем небе, колокольнями проколотом,-

Медный колокол, медный колокол -

То ль возрадовался, то ли осерчал...

Купола в России кроют чистым золотом -

Чтобы чаще Господь замечал.

Я стою, как перед вечною загадкою,

Пред великою да сказочной страною -

Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,

Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью чавкая жирной да ржавою,

Вязнут лошади по стремена,

Но влекут меня сонной державою,

Что раскисла, опухла от сна.

Словно семь богатых лун

На пути моем встаёт -

То мне птица Гамаюн

Надежду подаёт!

Душу, сбитую утратами да тратами,

Душу, стёртую перекатами,-

Если до крови лоскут истончал,-

Залатаю золотыми я заплатами -

Чтобы чаще Господь замечал!

1975 г.

Чем же Высоцкий развоплотил словесную хулу? – Надрывом. Пением согласных. Кажется, он одним своим голосом может пробудить сонную державу, опухшую от сна.

Он в нас верил!

Представьте теперь, через 37 лет после создания этой песни, через 20 лет после потери нами СССР, за 11 лет до этой потери, что он как бы этого опасался и потому, ПОТОМУ так надрывался.

Он ради конкурентоспособности рвал горло? Ради социализма с человеческим лицом? Ради комфортной жизни для народа? Ради того, чтоб мы перегнали Америку по потреблению молока и мяса на душу (таков был неосуществлённый хрущёвский лозунг для народа)? Ради прекращения брежневского, так называемого, застоя?

Да нет! Ради коммунистического принципа: “каждому – по разумным потребностям”, - родственного православному лучшему уделу, чем труд. Чем труд ради потребления, чем, короче, потребительство. В котором и состоял сон державы, сон нашей души. В погоне за вещами.

Вспомните, как из-за их крайнего дефицита рухнул СССР. При том, что страна была всегда страной дефицита, а тем не менее 75% проголосовало в год развала за СССР, имея в виду НЕ СССР с реставрированным в нём капитализмом.

Потому тут в песне и купола, и Господь. Это образ высшего, духовного, а не материального. Это намёк, во что развоплощается материальное (“Грязью чавкая жирной да ржавою, Вязнут лошади по стремена”). Как и атеистические намёки: “Птицы вещие”, “В синем небе”.

Я себе тихонько теперь думаю, что коммунизм-то возможен при любом уровне производства. При нижайшем – он уже раз был, первобытно-общинный коммунизм. Теперь ясно, что ошибался Маркс, ориентируясь на прогресс для коммунизма. Прогресс-то оказался чреват глобальной экологической катастрофой. И не мог предположить Маркс, что появится ядерное оружие и другие средства массового уничтожения. Так я дальше думаю, не прозрел ли Высоцкий (подсознанием), эти средства застав, что коммунизм-то впредь надо не с прогрессом связывать, а с акцентировано разумными потребностями. В узде держать прогресс. То есть традиционализм вспоминать надо. Вот у него и купола, и Господь. – Высоцкий – стихийный предвестник нового традиционализма как спасения!

Вот вам и вещие птицы, и сказка…

Ну гений, - и больше ничего не скажешь.

Песня о России… Песня о мессианской роли России в мире.

Тут стоило рвать глотку.

И сейчас, нам, стоит это слушать и всё-таки просыпаться, наконец, - к коммунизму. Кто, как не Россия с её недостижительностью, позовёт человечество? Только не личным примером. А демонстрацией в конкурентной гонке меры вреда каждого её успеха, меры вреда для того уровня потребления, которое установится тем ниже, чем дольше не станут к России прислушиваться, что от прогресса надо всем отказаться.

Высоцкий – пророк, оказывается.

Но не для тех, кто не его веры.

Мы были – ещё его веры. Мы просто спали, и нас надо было просто разбудить. Как факт – исторически недавно, в войну-то, жили, как надо, не для себя. И я подозреваю, что пророк Высоцкий прозревал и во что мы превратимся, если не проснёмся. У него на глазах родилась молодёжная контркультура на Западе, которая была крайним результатом престижного потребительства, жаждой предельного опыта, в котором “мы” было не идейным, а технологическим: толпою легче впасть во вседозволенность. В наркосон.

Однако и тогда, хоть многие и на тот свет отправлялись в результате предельного опыта, многие оставались жить. А первооткрыватели такого пути, Битлз, даже материально преуспевали, как никто до них и после них. Да и молодёжь творчески подошла к тому роду гипноза и пользовалась им, чтоб радоваться – танцевать. И сами битлы приколами сыпали, весёленькие.

Тогда и постмодернизм естественно родился. Пофигизм.

Грешен (что по лицам сужу), но именно пофигизм приходит в голову, глядя на фото нынешних мол-печальников России, группу "Сплин". (Фотография не случайна: фамилия фотографа проставлена, Марина Федосеева, человек знал, что делал, фотографируя, суть группы старался выразить.)

А вот и соответствующая песня – “Бог устал нас любить” (слушать тут).

 

Мы чересчур увеличили дозу

Вспомнили всё что хотели забыть

Или на рельсы легли слишком поздно

Бог устал нас любить

Бог устал нас любить

Бог просто устал нас любить

Бог просто устал

Вот она, гильза от пули навылет

Карта, которую нечем покрыть

Мы остаемся одни в этом мире

Бог устал нас любить

Бог устал нас любить

Бог просто устал нас любить

Бог просто устал

Я рассказал бы тебе все что знаю

Только об этом нельзя говорить

Выпавший снег никогда не растает

Бог устал нас любить

Бог устал нас любить

Бог просто устал нас любить

Бог просто устал

1998 год

Это даже вполне себе идеологического искусства произведение: поётся не о том, что предоставляется уху (и глазу). Смертью, мол, от передозировки, от бросания под поезд, от пули – про панпофигизм поётся.

Я сознаю, что никакой логики не выдерживает критика, опирающаяся на моё озарение о подсознательном художника. – Так на то и искусство. Оно есть общение от подсознания к подсознанию. А сознанию остаётся лишь намёком ловить неуловимое.

Так ведущий группы “Сплин”, Александр Васильев, вполне в соответствии с моей, вот, версией о художественном смысле этой песни отвечает, что не чувствует ответственности за пропагандирование наркотиков.

3 февраля 2012 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/93.html#93

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)