Вечный надисторический художественный смысл.

С. Воложин.

Вечный надисторический художественный смысл.

 

Радость жизни.

 

 

Как воспитать в себе вкус по Вейдле.

 

 

…"гром" или "храп" не только нечто значат, но и сами слегка гремят и храпят…

существование, в том же языке, наряду с "храпом", еще и "хрипа"… [Им поэтическая речь звучанью] препоручает… службу: смысло–изъявительную, являющую изображение или выражение того, что она высказывает и что непоэтическою речью высказано быть не может.

Вейдле

 

Вообще-то, я считаю сверхценным в произведении искусства обнаружить след, хотя бы один, подсознательного идеала автора. И я принялся только это и называть художественностью. И применимым это предлагаю относить только к произведениям неприкладного искусства. Ибо произведения прикладного, поскольку приложены обязательно к чему-то, имеют дело со знаемым, а не с подсознательным идеалом.

Но это очень малая часть искусства – неприкладное. Да и в самом неприкладном есть надисторическая составляющая выражения – радость жизни в связи с умением автора создать такую неординарность и умением восприемника оценить это как неординарность. Вейдле такого не говорит. Но так можно понимать. А такая составляющая есть не только в искусстве. Например, Вейдле считает (и нельзя с ним не согласиться), что немецкое слово blitz лучше, чем русское молния. Немецкое не только обозначает, но и изо-выражает – быстроту, резкость, краткость и вообще можно, красно говоря, до бесконечности продолжать ассоциации. Что для Вейдле сверхценно. И такое мнение нужно тоже уважать. Ибо оно-то и лежит, по-моему, в основе того, что называют художественным вкусом*.

*- Наверно, всё-таки не художественным, а эстетическим. Ведь изовыражение очевидно. Неожиданность его в экстраординарности: лучше не скажешь. Это вряд ли есть странность для своего времени, раз мгновенно многим ясно, что лучше не скажешь. А художественный вкус чует то, что не многим ясно так уж сразу (почему он и тоньше эстетического вкуса).

- Но многим это не всем. Скрытость иного изовыражения не равна ли скрытости странности для времени создания? Ведь странность бьёт по глазам (ушам). Она ясна для квалифицированных  современников, не привыкших к ТАКОМУ.

- Так квалифицированным не может быть неясным изовыражение. На то они и квалифицированные.

- А как с тем, что квалифицированным ясен же и характер странности?

- Зато им не ясно, ЗАЧЕМ такая странность применена. Это воспринимает только их подсознание, оставляя сознанию только итог сравнения с прежним идеалом: нравится или не нравится. Так класицисты сразу остро заметили отход романтиков от, например, чёткого синтаксиса, от главных значений слов в их  ауру. Но они не смогли понять, что это выражение иного идеала: не Порядка, как в классицизме, а выражение ценности внутреннего мира в пику ужасному, а не с Порядком, внешнему. То есть художественность всё-таки отличается от эстетичности – глубиной.

- Но и у «лучше не скажешь» тоже есть своя глубина: выражена радость жизни.

- Согласен, но она – внеисторическая. Идеалы же извелечённые из подсознания автора историчны. А внеисторичность на фоне историчности представляется пустяком.

- Это – если ценить историчность.

- Да.

Я понимаю, что учиться ему можно только накоплением примеров. Чему я и посвящу дальнейшее.

1.

Мартышка в старости слаба глазами стала

Пример

Чем изо-выражено

Что изо-выражено

Мартышка

Уменьшительная форма слова

нечто ласково–презрительное

ртш – стр, стр - рст

Вывернутый звуковой повтор

Передразнивающее, как мартышка

Мартышка в старости

Противоречие 1) сильного предцезурного ударения на "старости" и 2) ребячливой "ышкой"

ироническое, но не слишком злое

слаба глазами стала

тремя ла и двумя ударными а, отвечающим такому же в "старости"

уютно–благодушное

Мартышка в стАрости  слаба глазами стала

               /   -    - ▄

дактилическая цезура противопоставляет два полустишия

Ласково-презрительное -  уютно-благодушному

 

2.

Поэзия есть Бог в святых мечтах земли

   - / - /   -       / 

Мужская цезура

отсутствии ударения на предыдущей стопе очень выразительно приподнимает этот слог (Бог) над мелодической линией стиха и над упоминаемой далее землею

тых - тах

Повтор

второе полустишие опускается по широким -одинаковой ширины – ступеням к земле

Поэзия

О какой поэзии идет речь? О воплощенной в творении поэтов, об имеющей воплотиться? Или о неподдающейся словесному воплощению?

Расплывчатость

Бог

О каком Боге? О христианском? или скорей о некоем верховном, но не очень определенном "божестве"?

Расплывчатость

мечтах

О каких мечтах? Святых, потому что к Богу обращенных, или священных уже потому, что обращены они к поэзии?

Расплывчатость

земли

мечтает, конечно, не земля; мечтают люди на земле, поэты

Уничтожается предметность единственного слова в стихе, которое могло бы ею обладать

Тот факт, что расплывчатость имеет прямое отношение к выражению подсознательного идеала целого романтизма, а не только данного стихотворения (идеал бегства от ужасной внешней жизни в прекрасную внутреннюю), в данном случае игнорируется, ибо местно, так сказать, выражается, наоборот, радость жизни на этом свете, а не где-то во внутреннем мире.

 

3.

НЕВОЗМОЖНО

 

Есть слова – их дыхание, что цвет,

Так же нежно и бело-тревожно,

Но меж них ни печальнее нет,

Ни нежнее тебя, невозможно.

 

Не познав, я в тебе уж любил

Эти в бархат ушедшие звуки:

Мне являлись мерцанья могил

И сквозь сумрак белевшие руки.

 

Но лишь в белом венце хризантем,

Перед первой угрозой забвенья,

Этих вэ, этих зэ, этих эм

Различить я сумел дуновенья.

 

И, запомнив, невестой в саду

Как в апреле тебя разубрали,-

У забитой калитки я жду,

Позвонить к сторожам не пора ли.

 

Если слово за словом, что цвет,

Упадает, белея тревожно,

Не печальных меж павшими нет,

Но люблю я одно – невозможно.

 

Звуки «в», «з», «м» в соседних строчках с

«Этих вэ, этих зэ, этих эм»

 

Выделенные Вейдле искусственности и красивости

Этим утверждается связь между ними и смыслом главного слова, которая в языке предуказана не была, которая была создана, «выслушана» из него поэтом… звуки эти, - среди которых эн отсутствует, - принадлежат ровно в той же мере слову «возможно», в котором ничего ни печального, ни нежного, ни тревожного нет. Но это как раз того рода трезвые рассуждения, которые надлежит, рассуждая о поэзии, с самой трезвой решительностью отвергнуть. О слове «возможно» поэт не думал. Не думаю, чтобы он повторы главных его звуков нарочито подбирал; скорей излучились они сами собой из его услышанного звука, смыслозвука, сами собой подкрепили его.

 

4.

 

Тебе бы пользы все - на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский!

Вес

На месте рифмы

Усиливает тяжесть для низменных людей того, что для возвышенных немыслимо так измерять

 

5.

 

Я мелким бесом извивался

Развеселить тебя старался

 

звуки «е» и «с»(«з»)

Во множестве

Бесовская суть веселья

Объективно малая разница между звуками «б» и «в» (в испанском вообще неразличимы)

Сведены вместе

Бесовская суть веселья

 

6.

 

И лес неведомый лучам

 

И весел лес своей младой одеждой

 

И лес подъемлет говор шумный

 

Звук «е»

лес

Е – весёлый звук

 

7.

 

Другой женообразный сладострастный,

Сомнительный и лживый идеал -

Волшебный демон - лживый и прекрасный.

 

«женообразный сладострастный»

 

 

 

слоги «ра»

 

«Др» - «бр» - «тр»

 

«Сомнительный лживый»

 

 

 

ударения

 

«Сомнительный и лживый идеал»

 

 

 

 

«Сомнительный и лживый идеал -

Волшебный демон - лживый и прекрасный»

 

 

 

 

«Другой женообразный сладострастный,

Сомнительный и лживый идеал -

Волшебный демон - лживый и прекрасный

два длинных, немножко родственных одно другому по смыслу, как и по звуку слова

Ударные одинаковые

 

Повторы

 

снова два прилагательных, к тому же определяемому ими слову относящихся

 

одинаковые, на «и»

 

Поддержаны неударными «и»

 

Повтор одинаковых слов с ударениями на то же «и»

 

 

Одинаковые отзвуки окончаний

Прилагательные теряют свои точно очерченные значения и приобретают общий, более настойчивый, чем определенный смысл, в совершенстве выраженный, но который четко формулировать было бы затруднительно. Пушкин и решил обойтись в этом случае, без неукоснительной ясности значений. Дельфийский идол не нашел бы оснований прекословить этому решению. Ибо сам говорил непонятно.

 

8.

 

У! как теперь окружена

Крещенским холодом она!

 

Звук «у»

звук этот обретает смысл, начиная чтото изображать и выражать

Так и слышишь чтеца тянущего, на полстиха вытягивающего это "у", в знак сочувствия онегинскому чувству. Плохого чтеца, потому что этим он разрушил стих. "Выразительное чтение" должно довольствоваться теми внутриязыковыми, стихотворными или достихотворными средствами, какими удовольствовался поэт. Но выразительности междометия этого отрицать нельзя, как и нельзя отрицать, что она связана с его звуком. Никаким "э!" или "о!" не заменишь

 

9.

 

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине

Являться Муза стала мне

 

 

 

 

Звук «и»

 

В те дни, в таинственных долинах

Весной, при кликах лебединых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Близ вод, сиявших в тишине

 

 

Являться Муза стала мне

Узкий и длящийся

 

много ударных «и»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

много безударных «и»

 

отсутствие «и», а под ударением спокойные а (я)

нечто маленькое, лёгкое

 

Взвинченность…. от тех двух стихов, взлетающих на своих И, как "на крыльях вдохновенья" и являющих нам этот имевший быть показанным отроческий взлет без применения затасканной уже и в те времена метафоры. Замечу, что в царскосельском саду, за отсутствием гор, никаких особенных долин, да еще таинственных, не было, и что лебединые клики раздавались там не столь уж беспрерывно, из чего можно заключить, что четыре и, в звучании этих слов, нужней были поэту чем их беззвучные значения. И во всяком случае эти и здесь служат (как и пятое в слове "дни") не подчеркиванию отдельных словесных смыслов (таинственности, например, в соответствующем слове, что, с помощью интонации вполне могло бы осуществиться), а общему смыслу этих двух строк, не поверхностью их смысловой ткани открываемому, а тем что можно назвать звуковой ее подкладкой.

 

Переход от взлёта

 

к успокоению

 

10.

 

О, если правда, что в ночи,

Когда покоятся живые,

И с неба лунные лучи

Скользят на камни гробовые,

О, если правда, что тогда

Пустеют тихие могилы, —

Я тень зову, я жду Леилы:

Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

 

Пустеют тихие могилы

 

 

 

 

 

 

 

Я тень зову, я жду Леилы:

Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

2 «и» под ударением

 

 

 

 

 

почти отсутствуют «и» под ударением

взлёт. Причем "тихие могилы" от этого взметенного и–и-и едва ли не перестают быть тихими, а быть может и могилами

 

без дальнейшего подъема

 

11.

 

Ты говорила: «В день свиданья

Под небом вечно голубым,

В тени олив, любви лобзанья

Мы вновь, мой друг, соединим».

 

В тени олив, любви лобзанья

Мы вновь, мой друг, соединим

4 «и» под ударением

взбегает или взлетает стихотворение, в конце второй строфы, к четырем и

 

12.

 

Но там, увы, где неба своды

Сияют в блеске голубом,

Где тень олив легла на воды,

Заснула ты последним сном.

Твоя краса, твои страданья

Исчезли в урне гробовой —

А с ними поцелуй свиданья...

Но жду его; он за тобой...

 

Но там, увы, где неба своды

Сияют в блеске голубом,

Где тень олив легла на воды,

Заснула ты последним сном.

Твоя краса, твои страданья

Исчезли в урне гробовой —

А с ними поцелуй свиданья...

Но жду его; он за тобой...

учащённые хмурые «у», становящиеся из безударных ударными

спуск, нисхождение к "урне гробовой", прекращаемое последним возгласом, чьи два^ ("поцелуй", "жду") вопреки ожиданию и поцелую звучат так же удрученно, по гробовому, как и у этой урны. Пушкин здесь принял приглашение звука «у» выражать угрюмость.

 

13.

 

А ночью слышать буду я

Не голос яркий соловья,

Не шум глухой дубров, -

А крик товарищей моих,

Да брань смотрителей ночных,

Да визг, да звон оков.

 

А крик товарищей моих,

Да брань смотрителей ночных

 

 

 

 

 

визг

 

 

 

 

ночью  голос звон оков

 

 

А ночью слышать буду я

 

 

 

Не голос яркий соловья

 

 

 

Не голос яркий соловья

 

Не голос яркий соловья

 

 

 

Не голос яркий соловья,

Не шум глухой дубров

Ударные «и», поддержанные «р» при безударности «и», а «кр» продолжаетсчя в «бр»

 

Другими, чем «р», согласными окружение «и»

 

 

Повтор «о» в начале и в конце

 

Невесёлые (по сравнению с «и») слоги

 

Удивительный по смыслу эпитет

 

Невесёлые слоги

 

Резкие звуки

 

 

Два «не»

взлёт

 

 

 

 

с небывало заостренной болезненною силой

 

 

безвыходное кольцо

 

 

унынием отравляет все последующее

 

 

 

 

 

 

звучит не сладостно, а трагически громко. призрачность всех мечтаний о том, что могло бы быть "на воле", и как бы становясь на сторону не дубров, не соловья, а двух "не", которыми начинаются эти строчки.

 

14.

 

Пускай, желаний пылких чуждый,

Ты поцелуями подруг

Не наслаждаешься, что нужды?…

 

Пускай, желаний пылких чуждый,

Ты поцелуями подруг

Не наслаждаешься, что нужды?…

 

 

 

 

Пускай, желаний пылких чуждый,

Ты поцелуями подруг

Не наслаждаешься, что нужды?…

 

 

поцелуями

5 раз (4 под ударением) повторенный звук «у»

 

 

 

 

центральность расположения долгого «ууу»

 

музыкальность слова, блаженный смысл слова

Применён для показа того, что должно быть… опровергнуто (!): угрюмость, к которой тянет угрюмость звука «у»

 

Чем

 

опро-

 

вергается

 

 

15.

 

О чем, прозаик, ты хлопочешь?

Давай мне мысль какую хочешь:

Ее с конца я заострю,

Летучей рифмой оперю,

Взложу на тетиву тугую,

Послушный лук согну в дугу,

А там пошлю наудалую,

И горе нашему врагу?!

 

О чем, прозаик, ты хлопочешь?              0

Давай мне мысль какую хочешь:         2

Ее с конца я заострю,                             1

Летучей рифмой оперю,                       2

Взложу на тетиву тугую,                   5

Послушный лук согну в дугу,           5

А там пошлю наудалую,                    4

И горе нашему врагу?!                          2

Волнообразная динамика повторения одной и той же буквы (у/ю)

Впечатления нарастания

 

16.

 

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я

 

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я

Бессистемное повторение «у»

Неровное дыхание нетерпения

17.

 

Блеснет заутра луч денницы

И заиграет яркий день;

А я, быть может, я гробницы

Сойду в таинственную сень,

И память юного поэта

Поглотит медленная Лета,

Забудет мир меня; но ты

Придешь ли, дева красоты,

Слезу пролить над ранней урной

И думать: он меня любил,

Он мне единой посвятил

Рассвет печальный жизни бурной!..

Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!..»

Блеснет заутра луч денницы

Повтор угрюмой, вообще-то, «у», да ещё и под ударением

звучат своим особым, да еще и их особому звукосмыслу свойственным грустным звуком, да и отзвук себе находят через две строчки: "Сойду…", и далее: "юного", "забудет", "урной", "думать", и еще, в самом конце строфы.

 

18.

 

Тащусь повсюду наудачу

 

Тащусь повсюду наудачу

Сосредоточены угрюмые «у»

Подчёркивают минор

 

19.

 

Пред вами в муках замирать…

 

муках

Вообще-то угрюмая «у»

Подчёркивают минор

 

20.

 

Оставь меня. Мне ложе стелет Скука.

Зачем мне рай, которым грезят все?

А если грязь и низость — только мука

 По где-то там сияющей красе?..

 

Скука  мука

Вообще-то угрюмая «у»

Подчёркивают минор

 

21.

 

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

 

Ты песен Грузии печальной

 

 

 

 

 

 

Ты песен Грузии печальной

Противополжное по звукосмыслу окружение гласными грустного звука «у»

 

Согласованность грустного по звукосмыслу звука «у» со словом «печальной»

Музыкальность

 

 

 

 

Усиление грусти

 

22.

 

Благие небеса, казалось, дали ей

Всё счастье смертной под луною:

 

Нрав тихий Ангела, дар слова, тонкий вкус,

Любви и очи и ланиты

 

Любви и очи и ланиты

Сосредоточение гласных    и-и-и и-о

Чудо благозвучия

 

23.

 

Узнай, по крайней мере, звуки,

Бывало, милые тебе -

Бывало, милые

Два слова рядом созвучны

Музыкальность; замена «бывало» на «когда-то» глушило б музыку

 

24.

 

Роняет бор багряный свой убор

т бор

Схождение согласных на границе слов

1) неблагозвучно, 2) бор не ронят убор и не багрянеет

 

25.

 

На холмах Грузии лежит ночная мгла…

 

У – и – и 

Столкновение низкого и протяжного из-за ударения «у» с высоким и протяжным из-за сдвоенности «и»

волшебство интонации натягивающей до предела тайную струну всё той же гласной и отпускающей ее затем на двух протяжных и–и; волшебство, которое тотчас околдует нас, как только мы произнесем или услышим

 

26.

 

Я плыву и наплыву

Через мглу - на скалу

И сложу мою главу

Неоплаканную.

 

Я плыву и наплыву

 

Через мглу - на скалу

   /  -          / ▄  /      -   /

 

 

Неоплаканную

   / -     /▄/   -   /

Тупо близкое повторение

 

Неожиданная пауза в середине стиха

 

 

Потребная пауза разрывает слово; неоправданное второе ударение (на «ю»)

Тут и завыванье на у, и "влажные звуки" (плыву, наплыву), и "лолалу", а ведь стишкито всетаки плохие

 

27.

L'homme n'est qu'un roseau, le plus faible de la nature, mais c'est un roseau pensant

Человек - это только тростник, самый слабый из природы, но это мыслящий тростник

но тростник этот мыслит

L'homme n'est qu'un roseau

 

roseau

 

 

nature

 

 

le plus faible de la nature

 

 

 

Пауза перед mais

 

pensant

 

 

природы

         /  -

 

тростстник

    -          / 

 

этот

/   -

 

мыслит

   /      -

Зачин

 

Мужской род, завершение зачина

 

Женский род, завершение вводного предложения

 

Содержание вводного предложения – слабость (гипербола)

 

 

 

Мужской род, завершение концовки

 

Женское окончание

 

 

Мужское окончание

 

 

Женское окончание

 

 

Женское окончание

Нужна эта вставка между зачином и концовкой музыкально, как интонационная диастола, разделяющая их, и столь же нужна женским окончанием своего последнего слова (вместо мужского, завершающего зачин), которому столь выразительный контраст составляет мужское окончание последнего слова всей фразы. Это слово незаменимо. Самое сильное ударение всей фразы падает на него. Оно должно звучать именно так, значить именно это, на эту самую гласную должно падать ударение

 

 

 

Такой перевод разрушает

 

 

музыкальность

 

28.

 

         Мне изюм

         Нейдет на ум,

         Цуккерброд

         Не лезет в рот,

Пастила нехороша

Без тебя, моя душа.

Па-стила не-хааша

Без тебиа, маа душа.

Вы увидите, что недаром в них девять «а» (не графически, а фонетически) и что недаром все [скандирует, наверно] ударения падают на эту гласную

Навязчивость чувства  Пушкина к Керн (которая любит, а не даёт) вне зависимости от того, какое чувство у него (высокое или низкое) и какая она (у Анны Керны ноги скверны или гений чистой красоты).

 

29.

 

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

 

Я говорю

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

 

Я говорю

 

Бро-жу, Вхо-жу, Си-жу,

пре-да-ю-сь, го-во-рю

 

 

шумных, многолюдный, безумных

На все четыре строчки расползлась и в начало следующего четверостишия перекинулась звукосмыс-ловая эта связь, это "у"

 

 

 

 

Повторы глаголов вначале фраз, сперва двухсложных, потом трёхсложным

 

Набор негативных, с некоторой точки зрения, слов

Элегическое или, скажем, унылое, но певучее

 

 

 

 

 

 

 

Монотонность

 

 

 

Переоценка когдатошнего позитива на негатив

 

30.

И от судеб защиты нет.

И от судеб защиты нет

 

 

 

 

судеб

 

 

судеп – нет

 

 

 

 

 

И от судеп

Защиты нет

 

Судеб

 

 

 

 

 

 

И

созвучие гласной е в слове "судеб" с такой же гласной в последнем слове стиха и всей поэмы

 

Применение множественного числа слегка архаическое

 

Парные звонкие согласные всегда теряют признак звонкости, т. е. оглушаются, в позиции конца слова. И – получается почти рифма

 

Получается пауза в середине

 

 

Звук «е» после предшествовавших гулов «у»: "гулы" / "Мариулы, - и грохота: издранными шатрами.означает ТИШИНУ

 

Это 5-й такой союз в ближайшем окружении: «Но счастья нет и между вами, / Природы бедные сыны!… / И под издранными шатрами / Живут мучительные сны / И наши сени кочевые / В пустынях не спаслись от бед, / И всюду страсти роковые IИ от судеб защиты нет»

Выше, чем бытовое «от судьбы не уйдёшь»

 

 

 

Торжественность

 

 

Получается провокационный

голосом

автора в

мыслях

эгоиста

Алеко –

вопрос

Пушкина

самому

себе:

неужели

Алеко прав,

что всё так исключительно плохо?

 

Нагнетание

31.

Флейты греческой тэта и йота

32.

Недуги — недруги других невскрытых дуг

33.

Обороняет сон свою двойную сонь

34.

Я в львиный ров

Флейты греческой тэта и йота

Недуги — недруги других невскрытых дуг

Игра слов и игра звуков, никуда дальше не ведущая

некоторая насильствен-ность, судорожность словосочетаний, которая отличаетсяот всегдашней, столь характерной для него, естественной новизны и неожиданности их

35.

С протяжным голодом их гуда?

С протяжным голодом их гуда?

Много звонких согласных

С несущимся

вдаль мучительным виолончельным зовом

36.

Палкой щупая дорогу,

Бродит наугад слепой,

Осторожно ставит ногу

И бормочет сам с собой.

А на бельмах у слепого

Целый мир отображен:

Дом, лужок, забор, корова,

Клочья неба голубого —

Все, чего не видит он.

Палкой щупая дорогу,

Бродит наугад слепой,

Осторожно ставит ногу

И бормочет сам с собой.

А на бельмах у слепого

Целый мир отображион:

Дом, лужок, забор, корова,

Клочья неба голубого

Всио, чего не видит он.

Незаметная, настойчивая, однострунная музыка. Все рифмы на о, и кроме того большинство ударений падает на о.

Созвучие со словом «боль», но, хоть слова этого нет, смысл его смутно неотделим ото всех «о».

37.

Сладко после дождя теплая пахнет ночь.

   Быстро месяц бежит в прорезях белых туч.

        Где-то в сырой траве часто кричит дергач.

Вот, к лукавым губам губы впервые льнут,

    Вот, коснувшись тебя, руки мои дрожат . ..

           Минуло с той поры только шестнадцать лет.

ночь

туч

дергач

 

льнут

дрожат

лет

 

Сладко после дождиа тиоплаиа пахнет ночь

 

Вот, к лукавым губам губы впервые льнут,

Вот, коснувшись тебя, руки мои дрожат

Полурифмы (с одинаковыми согласными, при обязательном различии гласных)

 

 

 

 

 

 

В первой строке эти а о о,

о а о.

 

У в четвертой и пятой, которых в первом трехстишии не было (кроме глухого, быстрого в

конце второго стиха).

нежнейшее, потушенное, точно при помощи левой педали, созвучие.

 

 

 

 

 

 

 

Органные звуки.

 

 

Певучие.

38.

Было на улице полутемно.

Стукнуло где-то под крышей окно.

 

Свет промелькнул, занавеска взвилась,

Быстрая тень со стены сорвалась, —

 

Счастлив, кто падает вниз головой:

Мир для него хоть на миг — а иной.

Свет промелькнул, занавеска взвилась

  /       - |  -       /   ▄ - |  -  /    - |     -   /

 

Свет промелькнул, занавеска взвилась

 

 

Счастлив, кто падает вниз головой

Разорвалась надвое третья строка.

 

Повтор самых ударяемых слогов ве, ве.

 

То (самое ударяемое из слогов и затихающее), куда падает «ве».

Предельное отчаяние.

39.

Перешагни, перескочи,

           Перелети, пере- что хочешь –

Перешагни, перескочи,

Перелети, пере- что хочешь –

Повтор

Звкукосмысл его – экстремизм.

40.

Всё, что минутно, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Всё, что минутно, всё, что бренно

     /      /|   -    / |   -      /|      -     /  |   -

   спондей

Похоронила ты в веках

    -  -| -    /|  -    / |    -   /

анакруза

бренно Равенна сонной

Спондей и анакруза замедляют стих.

Синтаксический и словесный повтор

 

Двойное н.

Медленность

41.

Она была как свет прекрасна,

И как сияние светла.

Она к нам в душу тенью страстной,

Отрадой сладостной вошла…

Она была как свет прекрасна,

И как сияние светла.

Она к нам в душу тенью страстной,

Отрадой сладостной вошла…

 

 

Она` была` как свет прекрана,

И ка сия`ние светла`.

Она` к нам в душу тенью стратной,

Отраой сла`достной вошла`…

Логика связи с физическим светом преодолена алогичностью субъективно качественных слов

 

объединённых подбором ударных гласных (а) и плавными сонорными (л, н).

Ощущение красоты как преизбыточного света как вестник благого сверхбудущего относительно бедных стихов, бытующих в настоящем

42.

…и в бубен брюха

веселье бейте

Бубрюбе

от глухого бу через увлажненное брю переход в звонкое бей-эй! Однообразное б разнообразится гласными

Радость

43.

ты  царь: живи  один

ты цАрь: живи один

Три и после сильно интонированного а.

Подкрадывающийся  оксиморон:  цари, в отличие от поэтов, никогда не живут одни.

Неподвластность в тексте, совпадающая с контекстом стихотворения.

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)