Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Вегенер. Сатир и нимфа. Из серии “Удовольствия Эроса”.

Художественный смысл.

Бегство в метафизическое иномирие из Этого преплохого мира.

 

Почему это не порнография

Герда Вегенер. Сатир и нимфа. Из серии “Удовольствия Эроса”. 1917. Гравюра.

Потому что элементы гравюры более или менее хорошо укладываются в формулу происхождения катарсиса идеостиля модерн.

Общая формула рождения подсознательного катарсиса для всех стилей такова: 1-е противочувствие (осознаваемое) + 2-е противочуствие (осознаваемое) = катарсис (подсознательный). Для идеостиля модерн – такое: одушевлённое, выглядящее, как мёртвое + неодушевлённое, выглядящее, как живое = подсознательный идеал принципиально недостижимого метафизического иномирия.

Неодушевлённым (без человеческой души) считаем в данной вещи сатира, траву, куст, дерево. Живость их в тенях тела сатира, в игривости его взгляда, смотрящего на зрителя, в цветочках травы, в извивах листьев куста, в суперизвивах ствола дерева. Мёртвость одушевлённой нимфы в похожести оргазма на смерть (как написала Франсуаза Саган: "Я умирала, я должна была умереть и не умирала, я теряла сознание”), в почти отсутствии теней на теле.

Свойство подсознательного катарсиса – осознаваемое всё же переживание восприемника, что ему сказано ЧТО-ТО, словами невыразимое. Очень тонкое переживание. Не сравнимое с переживанием от порнографии: и сильным и определённым.

Время создания – подходящее для крайнего разочарования вообще во всём Этом свете – идёт Первая мировая война. Убежать бы вообще из Этого мира. И, если дать образ метафизического иномриия, - “рассуждает” подсознание, формирующее идеал – то впечатление будет, что этот идеал достижим. И тогда – радость творчества! – Негатив превратился в позитив.

31 марта 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZCcTRENRbxW_CSoj?&partner_user_id=[object%20Object]

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)