Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Васнецов. Алёнушка.

Художественный смысл

Ницшеанство.

 

Вот, у кого в интернете на их улице праздник – у кидал народа.

Некий “Жизнь в обрамлении” (8813 подписчиков) написал статью про васнецовскую “Алёнушку”.

Васнецов. Алёнушка. 1881. Фрагмент.

Так что она изначально называлась “Дурочка Алёнушка” – это поучительно. Остальное же – ерунда. Поймал народ на ошибочности его мнения, что это про сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. Народ и доволен прозрению.

А я написал такой комментарий.

Вы, “Жизнь в обрамлении” просто смерть искусствоведению несёте.

Вы будто не знаете, что Васнецов – художник стиля модерн. Будто не знаете, что характерным признаком этого стиля является некая мёртвость живого и некая живость мёртвого. А может, таки не знаете. Ибо знали б – обратили б внимание своих читателей, что мёртвости Алёнушки ради и названа она была дурочкой. Не от мира сего. С остановившимся в бесконечности взглядом. Как бы мёртвая. И для живости неживого – какой-то живенькой сделана юбка девушки. Даже кофта вся как бы живёт, мерцает*. Некая жизнь и некая смерть присутствуют в тёмном омуте и в светлом небе.

А если б вы знали о художественности по Выготскому, вы б обязательно поискали для читателя, что рождает это столкновение противочувствий (мёртвость живого и наоборот), катарсис. И нашли б, что за это катарсис. А он есть метафизическое иномирие, в которое бежать хочется от нестерпимой тоски Этого мира. Которая обрушилась на Европу как раз в то время скуки ото всего. В Западной Европе – от этой всё стандартизующей индустриальности (а Васнецов за 5 лет до “Алёнушки” туда ездил и в тоске от современности аж написал “Балаганы в окрестностях Парижа”, сцену, возрождающую старину Парижа). Скука была и от общей сытости Европы. И от победительности науки с её пошлым позитивизмом. А в России накатила тоска от политической реакции наступившей в год написания “Алёнушки”. Всё – безнадёжно скучно!

А вы что написали? – Пустоту же! Воспитываете безвкусие в восприятии живописи.

 

Да, я пишу сухо, но по делу. А он – для развлечения. Так я ж хочу просвещать. А он, получается, взялся держать на низком уровне и чтоб даже народ не знал, что есть уровень повыше.

30 ноября 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/vot-u-kogo-v-internete-na-ih-ulice-prazdnik--u-kidal-naroda-5fc56682e8c5ae189c8e8dc3

*- Выцветший наряд.

- Это не от реалий картины, а от инерции сюжета печального начала известной сказки об Алёнушке и братце Иванушке, от печального начала этой сказки. Сказки с хорошим вообще-то концом. Сознание Васнецова, повязанное и этим хорошим концом тоже, заставило руку художника изобразить венчик из ласточек над Алёнушкой. Но рука подчинялась не только сознанию, а и подсознательному идеалу. Вот и получились ласточки – живые же – изображёнными так, что и они, раз живые, - как мёртвые.

21.05.2021.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)