Васильев О. Картины. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Васильев О. Картины.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

А вдруг я ошибся?

Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом – доказал вечное (из-за всегдашнего отсутствия подсознательного идеала) насмешничанье художника и в этом натюрморте. И меня поразила мысль: раз так трудно было докопаться до скрытого, - как и с якобы реалистическими картинами Олега Васильева, - то, может, это потому, что и Юон, и Васильев одинаково не имеют подсознательного идеала и потому осознанно прячут загадку очередной вещи, зная, что, чтоб считаться художественной, вещь должна содержать что-то спрятанное. У Юона это насмешка, а у Васильева – Неизвестное, стоящее за известным. А что? Ницшеанству (с этим своим Неизвестным) в ХХ веке было уже 100 лет. Оно вполне после первых откровений Васильеву о ЧЁМ-ТО, словами невыразимом, могло проникнуть в его сознание, и он вполне мог стать простым иллюстратором ницшеанства.

А ну, подвергну себя (и его) испытанию ещё одним якобы реалистическим произведением.

Васильев. Дорога. 1988. Холст, масло.

Вейник, васильки, ромашки… Это явно придорожный холм. Потому такой натурализм на переднем плане. Клоки тумана в низине.

Из-за того, что клоки, мимо них видно очень далеко: конец низины и некое плато над нею, перелески там, дикие и насаженные полосами. Лесостепь.

Так странность, наверно, в том, что, кроме клоков тумана, всё-всё погружено тоже в некий почти прозрачный туман. Ясности – нет! Может, это и есть образ Неизвестности метафизической, что за Этим, физическим миром? – Просто. Без всякого прятания.

Тогда что: опыт не удался? Иллюстраторство налицо.

А ну ещё.

Васильев. Озеро.

Тут всё очень эскизно. Может, брошено неоконченным. Почему тени нет от поручня?

Васильев. Тёплый день ранней весной. 1974.

А тут в лоб немотивированная темнота в светлом берёзовом, ещё без листьев, лесу.

Васильев. Я там долго сидел…

Тут же в лоб противоестественная мутность. Не думать же, что странность в какой-то горизонтальной лиане, что ли, слева, с которой что-то свисает.

Как-то не заморачивается прятанием странностей Олег Васильев…

Может, это потому, что ещё до отъезда в США (1990-м)?

А может, я просто за ним никогда не угонюсь – он всегда другой…

1 февраля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/oleg-vasilev-obrek-menia-na-neprekrascaiuscuiusia-trevogu-61f927830ecf570cda19031f?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)