С. Воложин

Варнье. Восток – Запад.

Прикладной смысл.

Опорочить СССР.

 

Уф! От сердца отлегло

Будете смеяться, если скажу, почему.

Мне мелькнул в телевизоре Меньшиков и фильм “Восток – Запад” (1999) режиссёра Варнье. Я захотел его посмотреть, и до смотрения мне опять – ошибочно, как я теперь вижу – мелькнул Сергей Бодров старший среди авторов и лицо Сергея Бодрова младшего. Я и подумал, что младший – режиссёр. А фильм оказался удовлетворявший запрос контрреволюции 1991 года: какой был плохой СССР. И, хоть я не помню уже, когда я так переживал, смотря фильм, я знал, что произведения прикладного искусства, ой, как сильно могут трогать душу. Но всё же на душе было тяжело, что Сергей Бодров младший создал такую антисоветчину. И вот, оказалось, что всё же не он, а его отец автор сценария. И у меня отлегло от сердца.

Собственно, всё. Больше мне, - нацеленному на нахождение в своей душе тех слов, которые б расшифровали художественный смысл произведения неприкладного искусства, того ЧЕГО-ТО в нём, словами сначала невыразимого, того подсознательного идеала автора, отсутствующего, как оказалось, у авторов, - больше мне сказать о фильме нечего. И стыдно публиковать заметку в 15 строк.

Ну, добавлю неискусствоведческого.

Что было на самом деле?

Сочки зрения “Белого дела”:

"Почти все репатрианты в той или иной форме подверглись репрессиям: ссылки, тюрьмы, лагеря и различные ограничения тому подтверждение… “Я хотел в Россию, а попал в Советский Союз”. Кажется, в этой фразе заключена вся горечь встречи с Родиной” (https://beloedelo.com/researches/article/?566).

То есть сценарист целиком принял эту точку зрения.

Противоположное мнение такое:

"В определенный момент Алексей говорит свой жене: “Как ты не понимаешь, я делаю все, чтобы спасти вас, ты не знаешь, что всех, с нами приехавших, расстреляли”. На самом деле никого не расстреляли.

Ек. Б.: А как происходило на самом деле?

Н. К.: По прибытии всех распределяют по провинциальным городам и практически сразу, с лета 1949 года, начинают арестовывать. То есть были массовые посадки, очень быстрые, и часть посаженных, конечно, в лагерях погибла. После смерти Сталина практически все выжившие были реабилитированы…

Единственное отклонение от правды — это первая сцена с выстрелом в одесском порту. Такого не было, сходивших с трапа “России” так сразу не убивали” (https://philologist.livejournal.com/10053377.html).

По-моему, тенденциозных преувеличений в фильме полно. Например, забитость плакатами интерьера цеха трикотажной фабрики.

А вот, как на самом деле.

Сергея Бодрова старшего взяли сценаристом в фильм, чтоб он не допустил ляпов, какие обычно делают западные режиссёры, снимая СССР. Он ко времени действия фильма (1947 год) ещё не родился. На 10 лет меня младше. Так я знаю по своему двоюродному брату, тоже на 10 лет младше меня, что он вырос вполне правым антисоветским элементом. (Тогда как я был левым антисоветским.) То есть такому не бросилось в глаза, что режиссёр-француз перегибает с заидеологзированностью.

Или избиение жены Головина, француженки, в помещении МГБ до крови в день прибытия в СССР, вдруг да признается, что она шпионка, и тут же отпускают её, окровавленную, как только муж отказывается от неё отказаться. - Чушь, по-моему.

Или выстроить вдоль коридора в этом помещении МГБ, по которому ведут других репатриантов, подозреваемых в шпионстве, целое отделение автоматчиков… Зачем так много? В коридоре?! - Для зримого выставления Советского Союза империей Зла.

Не оправдал Сергей Бодров старший расчёта, что он не даст режиссёру напартачить про советские реалии.

Но закрутить интригу он смог. Лишний раз убедился, что увлекательность произведения есть признак, вызывающий подозрение, что подсознательного идеала у автора нет, что это - произведение прикладного искусства (провести антисоветчину в данном случае). За то и семь премий получил.

15 ноября 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y3NR2bJDbTDVH5Sq

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)