Отклики на файл Уроки понимания

Отклики на файл Уроки понимания

Из сайта «Живой Журнал».

 

Магия чёрная и белая

 

Лорд-толкователь Соломон Воложин в конце книги "Уроки понимания" обсуждает фильм 1984 года "Магия чёрная и белая".
Кто не в курсе, этот фильм по построению - типа "Гостьи из будущего", только гостья там не из будущего, а из культовой Прибалтики.

Эффектность “явления” подчеркивается комически утрированной реакцией школьников - они завороженно-молча и дисциплинированно-сидя вытягивают шеи синхронно вправо, чтоб между головами впереди сидящих рассмотреть “чудо”.
И она, Эльвира, сразу стала лидером в классе. И среди девочек, и среди мальчиков.
Она бы не смогла лидером стать, если б масса не была подготовлена. Ориентация на культуру реяла в воздухе. И не только между детьми.


Ну дальше Воложин там доказывает, что одного факта происxождения из Прибалтики недостаточно, чтобы считаться чудом.
И чтоб не было обид в съемочной группе (на случай, если шпилька обнаружится) - для изображения литовцев не были приглашены литовцы. Их играют - русские.
Наверное, автору, подписавшемуся жителем Каунаса, лучше знать. Хотя мне, конечно, лень пересматривать классическую точку зрения на Таллин, как милый берег родного дома.

Лучше перейдем к другой стороне вопроса - теме хобби:
А в сюжете фильма наиболее явственно ориентация публики на культуру проявляется в том, что дети - все - имеют хобби. Обнаруживается это тоже под влиянием ультракультурной Эльвиры. Она подала идею, что двое (во всем классе) двоечников потому плохо учатся, что не имеют никаких внешкольных интересов.
- А у тебя есть какой-нибудь интерес?- спрашивают ее.
- Музыка,- отвечает Эльвира.
- А у меня - собака,- не захотел отстать один мальчик.
- А я марки коллекционирую,- вступил в соревнование второй.
- А я кактусы выращиваю,- откликнулась колоритная лупоглазая с нелепо торчащими косичками девочка.
В общем, решили, чтоб Эльвира взяла шефство над двоечниками: заразила бы их своей музыкой. Иначе - их не возьмут летом в турпоход, обещанный классным руководителем. Те - подчинились попробовать заразиться. Она - согласилась попробовать их увлечь. Но ее музыка оказалась - классической, и вводила их в нее Эльвира неумело. Им не понравилось. Они пошли к другим пытаться увлекаться. И в этом заключается фильм.
Кругом перед глазами двоечников (они, кстати, единственные, кто устоял перед культурными чарами Эльвиры) предстала ложность увлечений, самообман увлекающихся.
Хорошо это обнаруживают высокопарные речи мальчика-коллекционера. Еще ярче - в однотипных повторениях: “Музыкой человек стал заниматься еще в древности”, “Марки люди коллекционируют с древности”, “Кактусы люди стали выращивать еще с древности”...


Вот эта психология хобби нам теперь, кстати, уже не очень понятна. Сейчас нормальным считается "интересоваться всем". Конечно, от человека зависит, что будет основными точками в его картине мира, а где он ограничится пунктиром, но... Но если у него есть хобби, то он как-то стремится доказать его общезначимость: мол, структура марок в моём альбоме в общих чертах соответствует структуре мироздания, потому я их и собираю. В то время, как до перестройки поощрялись узкие увлечения. Они могли быть многочисленными и разнообразными, но при попытке собрать из них целое была опасность заинтересоваться чем не следует.

При этом, в фильме предвидятся некоторые несуразицы переходного периода.
Ну, какую роль в извращении идей перестройки сыграла Прибалтика, пояснять не требуется.
А что касается коллекционирования марок, то тут хорошо написал [info]kirillankudinov:

Девяностые годы могли бы быть десятилетием счастья, а стали десятилетием кошмара - и именно из-за "пафоса меньшинств", отравившего всё, из-за этой мегаваттной демагогии, транслировавшейся по всем тогдашним брабадукторам. "Пафос меньшинств" напрочь отравил для России идею либерализма - и надолго (при том, что этот пафос - АНТИлиберален по своей сущности). Ни один вопрос было нельзя разумно решить - всё перекрывал истерический вой "инициативных меньшинств".
Диалог между обществом и идеологами власти от интеллигенции проходил тогда примерно по такому сценарию...
-
Рухнул дом, двадцать стариков умерли от голода, снова отключили электричество.
-Зато филателистам живётся хорошо.
-Воры ограбили десять квартир, а в одной квартире застали семью хозяев и вырезали всю. Вместе с детьми.
-
Зато нумизматов государство больше не обижает. А в 1973-ем году трёх нумизматов посадили за валютные махинации. Вот это - позор.
-
Пришли бандиты и сказали, что через неделю всех нас выселят.
-Зато вчера состоялся международный симпозиум филокартистов.
-Но позвольте... Международные симпозиумы филокартистов проводились и в советские времена...
-
То были плохие, нехорошие филокартисты, то есть просто филокартисты, то есть филокартисты-конформисты. А мы провели симпозиум хороших филокартистов, филокартистов-мастурбаторов-фетишистов. Таких при совке преследовали...
И так далее...


Вот и народ из фильма пришёл к выводу, что хобби - это единственное, что у них есть. Поэтому надо срочно привести в порядок свои хобби и конвертировать их в реальные преимущества.
Как сказал Чёрный Лукич:
Продана, продана девушка хорошая.
Продана, продана детская печаль.
Проданы бусы не беда, что ношены,
Всё продали - больше нечего терять.
Незаметно поднималось злое,
Незаметно заливало всё, что было вокруг...

Добавлю, что как человек, живший в девяностые годы, слишком хорошо знаю, что речь не шла даже об идее "защиты меньшинств как таковых" (какова бы ни была эта идея и как к ней ни относиться, но это - по крайней мере, последовательная идея; а "пафос меньшинств" был не идеей, а демагогией).
Те из филателистов, нумизматов и филокартистов, которые в девяностые годы оказывались не в том месте и не в тот час, вполне разделяли судьбу большинств.


Так и в фильме, большинство из них "разделило судьбу большинств":
Неслучайны и неудачи, преследующие всех этих горе-хоббистов: у “химика” - взрывается шалаш-лаборатория; кактусы - укалывают; собака, которую выдает за породистую мальчик, любитель собак,- явно дворняга; неубедительно представлена ценность той марки, которую коллекционер выменивает на свои четыре.

Хотя "мораль" этого фильма в финале кажется не совсем удачной:
Интересны, например,
Псы породы бультерьер
Стрелы каменного века
Ярких звезд далекий свет
Н
о интересней человека
Ничего на свете нет!


Ведь если интересен человек, то возникает вопрос: какой именно человек интересен особенно? Наверное, всё тот же Чубайс. Потому что у него с детства есть хобби - электричество, и он смог подняться на этом хобби. А у кого нет такого хобби - неинтересен. Ну и пошло-поехало по новой.

Прелестинка сформулировал лучше:
люди наощупь приятней чем звёзды
звёзды большие скопления пыли
скоро большой пылесос заберёт их
а люди будут есть и были (стр.7)


В принципе, мысль та же, но умело обходится ведущее в тупик понятие "интерес" - которое мы привыкли понимать именно как застойное "хобби", узкий интерес.

 

 

http://dia-de-pescados.livejournal.com/235445.html

На объект откликов: Уроки понимания