Твардовский. Я убит подо Ржевом. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Твардовский. Я убит подо Ржевом

Художественный смысл

Хватит не обращать внимания на личность.

 

Предзаря Оттепели

Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была более привлекательная идеология социализма, строя, мыслившегося более передовым, чем капитализм.

А года 3 назад (см. тут) мне довелось показать, что в “Василии Тёркине” (1942), Твардовский сделал то же, что и теперь Путин: воспел традиционализм (в пику новаторству, вроде бы, социализма, на самом деле лживого и обманного во многом). Сталинскую премию 1-й степени поэме дали, в сущности, за глубинную поддержку сталинизма, предавшего коммунизм отказом от настоящего социализма (который я понимаю, как ежедневное увеличение самодеятельности за счёт государства вплоть до отмирания государства).

Собственно, оба социализма, и настоящий-по-моему, и лжесоциализм сталинский, тоталитарный, ставили на советских мещан. Ну настоящий всё же требовал сколько-то героизма в отнимании управления у государства, однако немного, если государство само стремится к самоликвидации. Но лжесоциализм был с враньём о почтении гражданской инициативы, героизма, тогда как на самом деле инициатива была наказуема и требовалось одобрямс и не высовываться. Так на слове “герой” в поэме (не применяемом там в прямом значении) я доказал, что Твардовский оказался, по сути, певцом лжесоциализма. Подсознательным. Если что и осознавал он, так традиционализм (а не социальное “впереди планеты всей”). Подсознательность доказывалась отходом от тонического стиха Маяковского (вот уж кто был за социальный прогресс) и от предударной рифмы.

Смогу ли я то же доказать на стихотворении “Я убит подо Ржевом” (1946)?

Рифма тут, да, заударная (старинная): Ржевом / левом. Предударная – редкость: болоте / налёте, разрыва / обрыва, слепые / пыли, прядёт / придёт, чернозём / резон, боевые / живые, ордена / одна, дано / оно, давно / оно, вы / Москвы, потеряли / умирали, пядь / вспять, оставить / ставить, глубины / спины, обратили / побратимы, назад / взят, громите / границе, рубеже / уже, исполнится / помните, поправшие / павшие, победные / преданы, войне / вполне, слукавили / оставили, войне / наравне, нами / знамя, Москвой / живой, жизни / отчизне – 27 предударных рифм. На 67 (я посчитал) заударных.

Хм. А ведь это не редкость! И неточных рифм (победные / преданы) тоже полно. – Это не возврат к маяковщине и воинствующей в отчаянии (от не туда пошедшей власти) левизне, а что-то иное. Это не традиционализм более раннего “Тёркина”. Это начавшийся бунт. Против чего? – Против безвестности Ржевской битвы. Год назад, в 1945 году начался конкурс на проект монумента под Сталинградом. Да. Там, под Сталинградом, кончилось победой, подо Ржевом – если и не поражением, то не победой. Но. Обидно. Что даже в таком стихе впрямую отразилось:

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград

Тоталитарный социализм низвёл личность рядового до нуля, как лирического героя этого стихотворения. И тот впрямую, нет, не против. Но и против, раз заговорил, всё же. Ибо выдержать есть предшествие победить.

Это – предзаря хрущёвской оттепели, в которой были ж и те, кто хотел спасти перерождающийся социализм.

"Рифмовка предударного типа была… возрождена и более осознанно развита в литературном поколении так называемых “шестидесятников”” (https://studopedia.org/13-72163.html).

 

Я почему занялся этим стихотворением? Мне прислали такой выпад:

- И стихи Твардовского трактуют неправильно. Другая страна, другие песни…

- А как трактуют Твардовского? Я не вникал.

- Современная трактовка Твардовского, это напрасно погубленные солдаты, бестолковыми командирами брошенные в атаку.

Явный либераст. Я усомнился, что он прав. – Так и оказалось.

А я подумал: если б Коробцов сделал 25-метровую склонённую голову солдата, вылезающую прямо из травы – было б лучше.

19 июля 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/predzaria-ottepeli-5f1425793b7ad8511ad6c481

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)