Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Ткачёвы. Попов. Картины.

Иллюстративный и художественный смыслы.

Мещанам – всегда хорошо жить. Они приспосабливаются к любой власти, к любому положению.

 

Детский вопрос.

Если было – плохо, то стало – хорошо?

Если деревенщики были против советской власти (за её дурной активизм, прогородской и антидеревенский), то с реставрацией капитализма что: стало лучше?

Судя по дате и мажорным тонам в такой вот картине – да!

А.П. и С.П. Ткачевы. Новая жизнь. 1994 г.

Счастье в те роковые 90-е!?.

"На развалинах колхоза нередко возникает много фермерских хозяйств, но лишь единицы добиваются успеха. Чаще всего это бывшие колхозные начальники или специалисты” (http://bzbook.ru/Neizvestnoe-seljskoe-khozyajstvo-ili-Zachem-nuzhna-korova.28.html).

Не жена ли такого вот исключения изображена?

Может, они совратились со временем?

"Через призму деревенской жизни, обостряя явления и характеристики персонажей, используя художественную деструкцию, Ткачевы передают "правду времени", драмы своей страны. Бытовые сцены сельских или военных будней обретают у Ткачевых бытийное начало. Обращение художников к сельской тематике сближает их творчество с актуальными в 1960-х – 1970-х годах тенденциями в литературе, в прозе писателей-"деревенщиков" (Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин), открывших новый взгляд на трагедии и "силу правды" людей, живущих "на земле".

Братья Ткачевы - народные художники РСФСР, действительные члены Академии художеств СССР, лауреаты Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина...” (http://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/8569-hudozhniki-bratya-tkachevy.html).

Вышли в генералы от искусства и совратились?..

Сначала рисовали-таки какой-то крестьянский негатив.

А.П. и С.П. Ткачевы. В годы коллективизации. 1972 г.

Или лучше более мрачная репродукция…

Так и то. Про перегибы коллективизации было уже говорено переговорено. Деревенщики прозаики поднимали свежие вопросы. А эти двое что? Боялись?

Ткачевы А.П., С.П. Матери. 1960–1961.

Это смелость, что такая замученная самая старшая? Что босая центральная? Что отличается от городской (крайней справа) крайняя слева (и по одежде, и по обуви, и по причёске), сельская? - Н-ну, может…

Ткачёв С.П. Старушки, 1960, картон, масло.

Грубые мазки это что: беспримерно суровая жизнь, которую уготовили селянам большевики, недолюбливавшие крестьян за куркульство?

""…когда привезли “Матерей” в Манеж, словно что-то предчувствую недоброе, мандраж пробежал по всему телу, мы увидели в картине массу огрехов. Показались и ноги коротки у фигур, и зелень слишком открытая…. Тогдашнее Министерство культуры СССР к картине отнеслось резко отрицательно. Мотивировка стандартная – не советская картина, слишком мрачная, не оптимистичная. Картина повисла, что называется, на волоске. Мы оказались в эпицентре манежных событий и сражались за своё творение как могли. Нашлись не только хулители, но и ярые наши защитники, отстоявшие картину в экспозиции выставки… Чтобы не раздражать начальство, по совету Коржева, пришлось даже сменить название картины на более прозаическое – “На скамейке”…. Подобные инциденты случались не только с нами… Но делать из них какие-то глобальные выводы, тем более спекулировать на этих инцидентах, как это делают ныне некоторые “обиженные”, мы не стали бы. Тем более бросать камень в своё прошлое, которое худо-бедно, а вскормило нас, дало образование. И самое главное, именно в то время осуществили свою заветную мечту и стали художниками”"” (http://www.liveinternet.ru/community/898372/post168077076/).

Вот и не добросались… до подпевал новой власти.

Не было ли спустя какое-то время уже просто модно клевать упадочную старую власть?

Ткачёв А. П., Ткачёв С. П. Раздумья о былом. 1970-1980-е гг., масло, холст.

Ну пето-перепето, что плохо делали, что плохо отнеслись к церквам когда-то…

Или это теперешнему мне такая оскомина?

То ли дело – липовость праздников, столь хорошо помнящаяся. А смотрите, как это элегантно обыграно не у Ткачёвых.

И. Попов. Праздничный май. 1960-е годы.

Обычная скучная жизнь. Скучные многоэтажки. Трудяга-поезд тянет свои цистерны. Люди и машины шныряют туда-сюда. И просто пришлёпнуты там и сям красные флаги, до которых никому нет дела. – Оригинально! Находка.

Обидно. За себя. Я ж опёрся на дату создания (1994), совсем не живописную материю, чтоб бросить камень в художников-конформистов.

Или я просто ошибся. Никакие они не протестанты, Ткачёвы, а импрессионисты ХХ века, несчастного. И воспевают, как и полагается импрессионистам, абы какую жизнь. Как и те, из XIX века, воспевали. И тот капитализм был достаточно плох, чтоб те художники да и иные их модели были почти нищими. И этот социализм тоже достаточно был плох, чтоб деревенская натура была вблизи нищеты. А – всё равно жизнь хороша. Особенно в начале их творчества, пока не затянула мода жить и тужить.

Ткачёвы. Детвора. 1958-1960.

Да, деконструкция. Уж больно тощие девочки. Особенно ноги. Недоедают? Горизонт круглится. Два домика на берегу создают впечатление пустыни, хоть и зелёной по весне. Коряв мостик и перила. – Жизнь на низком уровне обеспеченности. Но! Нарисовано против света. А это – способ передать его буйство. Против света и ноги могут только казаться худущими…

"…стихийная игра света будто упорядочивается, становится осмысленной, не покоряющейся буйному воображению [деконструктора]… светом пронизаны шероховатая поверхность синей опоры поручней, розовеющие на просвет платьица девочек, усилено бликование воды, а данные в контражуре мостик и фигуры девочек подсвечены настолько ярко, что цвет полотна, сохраняя расхождение с реальностью, вызывает физическое ощущение красоты реального мира. На таком уподоблении реальности основаны многие произведения Ткачевых” (Манин. http://www.artpanorama.su/?category=article&show=article&id=19).

Они мещане. А мещанам – всегда хорошо жить. Они приспосабливаются к любой власти, к любому положению. И если строй в 1991-м сменился, то какое им дело?!. – Они в “Новой жизни” сделают рыже-коричневую тень на воде, и опять у них "усилено бликование” её. И это не правда. Но это – правда их счастливой, потому что маленькой, жизни.

Уф! Аж камень с души пал. Думаете это легко – быть искренним и катить бочку на заслуженных людей?

14 октября 2016 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://webkamerton.ru/2016/11/detskij-vopros/

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)