Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Тёрнер. Вид на ущелье Эйвон. Ракеты и синие огни, чтобы предупредить пароходы о мелководье.

Извержение Суфриерских гор, на острове Сент-Винсент, в полночь, 30 апреля 1812 года.

Художественный смысл.

Романтизм и ницшеанство.

 

 

Гений художника Тёрнера.

Буду писать так, будто про общепринятое.

Если искусствоведение наука, то в ней должны быть формулы. Например. Идеостиль Высокого Возрождения – гармония низкого и высокого. (С этой формулой, по-моему, все согласны.) Формула должна быть краткая и до нудности одинаковым словосочетанием повторяться всеми и всегда. Как, скажем, формула второго закона Ньютона: F = ma.

Формула идеостиля импрессионизма – хвала абы какой жизни*. Темой берётся самая разнесчастная жизнь (трупы, проститутки, худородная земля, безрыбное море). А хвала обеспечивается предельной светоносностью. Аж доходят для этого до несмешивания красок и соседства их в мелких мазках. Это открытие импрессионистов. Осознанное. А несчастность темы – подсознательна. Получается подсознательное же выражение очень трезвого типа идеала, не заносящегося ни в какие эмпиреи. Материализм этакий, мелкотравчатость, мещанство, если позволите, и индивидуализм.

Формула идеостиля психологического романтизма (не путать с гражданским романтизмом) – бегство из ужасной внешней жизни в прекрасную внутреннюю. Тут – идеализм. Из-за какой-то исключительной красоты. Что воспринимается как странность. Доходящая до пронзительной эмоциональности. Субъективизм, идеализм и духовность.

Если разочарование ещё сильнее, и во внутренней своей жизни не спрятаться, некуда на Этом свете (даже с его религией спасения) бежать, тогда бегут вообще в метафизическое иномрие. Это опять объективность, вне личности, хоть и духовное. Формула – принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Я предлагаю называть такой (подсознательный) идеостиль ницшеанством.

Если до него докатывается недавний романтик, его публика не принимает, как Тёрнера (Википедия).

Вот, каким его ещё принимали.

Тёрнер. Вид на ущелье Эйвон. 1791. Акварель, бумага.

А вот, каким уже нет.

Ракеты и синие огни, чтобы предупредить пароходы о мелководье. 1840. Холст, масло.

Ницшеанцы в конце своего живописного развития (уже в ХХ веке), всё адекватнее выражая своё подсознательное метафизическое иномирие, докатываются до геометрических фигур супрематизма и беспредметности абстракционизма, на что (на беспредметность) уже за 70 лет до них похожи “Ракеты…”. Что и отмечается искусствоведами:

"Он был… предшественником абстракционистов” (https://www.svoboda.org/a/27922144.html).

Вот только отказ искусствоведов от формульности идеостилей разрешает им быть беспринципными и называть его "протоимпрессионистом” (Там же).

Почему искусствоведы так совращаются? – Потому что больше смотрят на стиль (на “текст”), чем на идеостиль (на ЗАЧЕМ ТАК). Ах, мол, свет всё больше пишет Тёрнер – значит импрессионист. А что у импрессионистов нет тематической исключительности, а прямо наоборот, то забывают.

Вы посмотрите на это чудо: как мог вырасти в такой близости от обрыва такой огромный дуб?

Нет. В природе такое в принципе бывает.

Дерево ладана на краю скалы на острове Сокотра, Йемен.

Тёрнер много ходил по Альпам. Но он мог там видеть только такие сосны. А у него же – дуб. Но в Альпах как раз дуб и не растёт.

Другое дело, что Тёрнер нашёл образ для ужасной внешней жизни в виде стихии гор и в самой Англии.

Но на фотографии мы можем убедиться, что на скалах растительность тонкоствольная, немного можно высосать из тонкого слоя почвы. Вот Тёрнер и придумал (для образа прекрасной внутренней жизни) могучесть дуба.

Воображению – приоритет! И в том – Свобода! Но это – в подсознании. А в сознании ещё классицизм с его Порядком и рационализмом. Вот он и пролез в название: Эйвонское ущелье действительно существует.

Даже на объективности “Ракет…” Тёрнер – названием – ещё настаивает. – Доказательство, что бегство и в метафизику у него у него подсознательное.

Англия отличалась от континента. И революция в ней произошла раньше (т.е. и ужасы капитализма проявились раньше, чтоб разочаровать художника раньше), и общество в Англии было пуританское, засилье Порядка. Поэтому восстание против того и другого случилось не только раньше, но и сильнее. И быстрее докатывалось до чего-то приближающегося к выражению метафизического иномирия – размытостью. И – до неприятия Тёрнера отстающим обществом.

Я узнал об этом неприятии на Яндекс-Дзен-канале “Живопись”. Автор точно заметила роль размытости в неприятии. И поместила размытый вариант репродукции довольно ранней картины в место своего текста, где об этом неприятии писалось.

Тёрнер. Извержение Суфриерских гор, на острове Сент-Винсент, в полночь, 30 апреля 1812 года. 1815.

Холст, масло.

Сказалось незнание, а может, и неприятие формул идеостилей. – Рановато (1815) стала прорезаться размытость (как подсознательный образ метафизического иномирия). – Так и оказалось. Настоящая репродукция этой картины такова.

Поразительная чёткость (образ красоты внутренней жизни) даже и в такой темноте (образе ужасной внешней действительности). А исключительность – ого, какая: извержение вулкана (образ проявления Свободы). – Это вам не бесплодность почвы, на которую и ступить-то некуда из-за острых камней (образ абы какой жизни).

Моне. Порт Доннер, Бель-Иль. 1886.

11 апреля 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/genii-hudojnika-ternera-6072a1fe660d4852ae66e45f

*- А "абы что" - это что?

- Ну вот в этом порту Доннер, по-моему, нигде шагу не ступишь босиком. В "Руанском соборе", учитывая, что Моне часто голодал, абы что - это состояние памороков в глазах от голода. У Мане в "Баре в “Фоли-Бержер”" у вас сердце не обрывается, что девушку на работу приняли, поставив условие, что она должна будет поддаваться домогательствам посетителей. А балерины Ренуара не несчастные существа? А случайность кадрирования у Дега в "Площади Согласия" - это не абы что разве?

21.04.2021.

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)