С. Воложин

Тер-Оганьян. Тени.

Прикладной смысл.

Обман всё вокруг.

 

Откуда, мол, и что это за

искусствоведческие новости?

Что нас всех задолбала ложь во всех СМИ, известно. А вот как против этого восстал художник (так он называется) Тер-Оганьян своими “Тенями” (2002).

Но сначала надо узнать, что такое фантазм и нонспектактакулярность. Они попадут в цитаты про “Тени”.

"Нонспектакулярное искусство — направление в современном искусстве, отвергающее зрелищность и театральность” (Википедия).

“…идеология современного общества не апеллирует к знанию. Через масс-медиа обращаясь напрямую к воображаемому [например, что Россия это исчадие ада], затопляя его образами [например, отравление Литвиненко, Скрипалей, Навального] и кодируя свободные потоки желания [например, жить без ада], она производит фантазмы [Запад – рай], на которых держится капиталистическая действительность. Это отождествление с фантазмом довольно недвусмысленно иллюстрирует спектакль современных общественных отношений” (http://xz.gif.ru/numbers/64/fantazm/).

“Продолжением линии исследования идеологического протестного воображаемого, но теперь перенесенного в микрополитическое измерение, стала видеопроекция "Тени" (2002)… Черные силуэты людей проецировались на белый экран,

Кадр из видеопроекции “Тени”. 2002.

[Полностью смотреть тут: https://yandex.ru/video/preview?text=%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4%20%D0%A2%D0%B5%D1%80-%D0%9E%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%8F%D0%BD.%20%C2%AB%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%C2%BB%2C%202002&path=wizard&parent-reqid=1600443859468422-894088953721858118800216-production-app-host-man-web-yp-380&wiz_type=vital&filmId=7278494062462568241 ]

с возникающими время от времени обрывками лозунгов,

Игрой яркости и контрастности удалось увидеть, что надписи на экране таки есть.

фраз и междометий… Когда зритель оказывался перед работой и загораживал луч проектора, его тень становилась частью работы, а сторонний наблюдатель мог не отличить проецируемые на экран тени от "живых".

В ситуации, когда макросоциологическое сознание отдано на откуп масс-медийного воздействия, автор связывает протестное воображаемое с активностью небольших групп. "Тени" погружают тени зрителей в динамику неопределенного блуждания призрачной микрополитической группы, делая зрителей участниками этой группы, призывая их к участию, к совместному фантазмированию повседневной жизни [называнию повседневной жизни обманом]" (http://xz.gif.ru/numbers/64/fantazm/).

"В. Сальников: В качестве примера я хотел бы описать одну нонспектакулярную работу, которую я видел на выставке галереи “Франция” в музее Сахарова. Она представляет собой видеопроекцию движущихся теней таким образом, что, когда ты проходишь перед проектором, который стоит довольно далеко от изображения и не привлекает к себе внимания, твой силуэт оказывается одной из теней в этой проекции. Время от времени на изображении появляются обрывки лозунгов. В тот момент, когда ты замечаешь всю эту конструкцию, и появляется произведение искусства. Если писсуар Дюшана уже сразу имеет рамку и, несмотря на свое профанное происхождение, недвусмысленно маркирован как произведение искусства местом своего экспонирования и биркой с названием, то здесь зритель должен как бы носить рамку с собой.

Б. Мамонов: Мне кажется, что Владимир сейчас сделал важное замечание. Речь идет именно о том, что зритель не просто потребляет произведение искусства, а соучаствует в процедуре опознания произведения искусства как такового.

А. Осмоловский: Я это называю художественной индукцией…" (http://moscowartmagazine.com/issue/92/article/2047).

С удивлением должен признать, что прочёл описание нецитируемого катарсиса как составляющей и финальной части акта восприятия произведения неприкладного искусства (чуяния, что тебе выразили ЧТО-ТО, словами невыразимое) и следующего за катарсисом акта последействия искусства (озарения словами, что это было за ЧТО-ТО: в данном случае - обман, мол, всё вокруг).

Ну и ну! Я что: признал перформанс не выходом в жизнь? Не выходом за границу искусства (условности)?

Или это всё-таки условность: моё вдруг-участие в отстранённости моего отношения к лозунгам?

 

Нет-нет! Никакое здесь нонспектакулярное искусство, а просто намёк. Автор заранее знал, на что намекать.

18 сентября 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/otkuda-mol-i-chto-eto-za-iskusstvovedcheskie-novosti-5f64f8a8c833846a1d688be2

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)