Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Светлов. Сулико.

Художественный смысл.

Недоразумение, что красные с анархистами воевали.

 

Фантазёр.

Фантазёром обозвали меня за предыдущую статейку о Светлове. А вообще, можно за каждую так обозвать. Когда-то, в несознательные времена, я для себя решил, что искусство – это когда еле уловимые мелочи – главное. Теперь я искусством, неприкладным, называю то, что создано всем человеческим организмом, в том числе и подсознанием. И вот я, мол, такой умелец, что могу переводить из подсознания в сознание. Ну чем не фантазёр? Не каждый же и заметит иную мелочь, тем более – не свяжет с ней громадное – идеал.

Вот я читаю такой кусок из стихотворения Светлова "Сулико" (1953), - в переводе с грузинского "душечка", - посвящённое жене, Родам Амирэджиби, на которой он женился после войны. На войне он был корреспондентом и, фантазирую, привёз с неё эсэсовский пистолет (Pistole 08 или Walther Pistole 38 - http://militerra.com/index.php?option=com_content&task=view&id=909&Itemid=48):

 

А спустя два десятка лет —

Это рядышком, погляди! —

Я эсэсовский пистолет

Отшвырнул от твоей груди...

Так я так фантазирую, про что это.

Светлов был бабник (вычитал я), и жена из-за этого раз чуть не покончила с собой этим вот пистолетом. А в конечном итоге ушла от него и вышла замуж за другого (это вот я тоже вычитал; я дальше буду помечать, что не фантазия). Но в тот раз он ухода её ещё не предвидел. А её – любил, несмотря на увлечения свои. И считал это достаточной причиной ревность жены оценивать молодой глупостью. Поэтому он эту глупость её сравнил со своею молодой глупостью, когда он вступил в Первый екатеринославский территориальный пехотный полк, созданный для борьбы с окрестными бандами (http://a-pesni.org/grvojna/poesia/svetlov.php), махновцами то бишь, с начала 1920 года дравшимися с Красной Армией (http://ad-crimea.livejournal.com/25537.html). Вот как сравнил:

 

Я веду тебя, Сулико,

В удивительные края.

Это, кажется, далеко —

Там, где юность жила моя.

Это было очень давно...

Украина... Сиянье дня...

Гуляй-Полем летит Махно

И прицеливается в меня.

Я был глупым птенцом тогда,

Я впервые узнал, поверь,

Что наган тяжелей куда,

Чем игрушечный револьвер.

Не то, чтоб именно Махно, но махновец целил. А герою тогда тоже пришлось, как и теперь с женою, принудить махновца не целить.

Но что ж тут похожего?

Что зря махновец целил. В своего целил. Тоже в по сути анархиста. Ибо только анархизм и ведёт правильно в коммунизм. И недоразумение, что красные с анархистами воевали. Но понято это было Светловым позже, когда вырос из птенца в летающую птицу.

Теперь, в 1953 году, он осмеливается – пусть и очень по-тёмному – признаваться в этом, потому что только-только умер, наконец, Сталин, можно сказать, главный централизатор власти и организатор забвения того, что к коммунизму – безгосударственности – анархизм ближе.

Но "я" не осознаёт, что он осмелел насчёт Махно только сейчас. Судя по дальнейшему в стихотворении, он думает, что он был безрассудно смелым всегда, за что его все считали нескончаемо молодым (что так и было). И любили за то все.

 

Жил я, страшного не боясь,

Драгоценностей не храня…

Потому он и теперь увлекает жену в своё смелое прошлое времён гражданской войны – чтоб её любовью к смелому победить её ревность.

6 ноября 2014 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/250.html#250

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)