Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Светлов. Живые герои.

Художественный смысл.

Хорошо, чтоб не революция была Мировая, а эволюция. По Прудону, а не по Марксу.

 

Улётный.

Есть, оказывается, так называемый аксиоматический метод в науке. Эмпирика по нему есть лишь следствие. Надо следствие предсказать и сравнить с реальностью. Если совпадают – хорошо.

Берём аксиому: Светлов был против отказа от Мировой революции. Следовательно, он был против традиционализма. Следовательно, был против классической литературы. Следовательно, был против трагедии, как высшего явления в классическом искусстве. Следовательно – против убийства авторами своих героев.

И о том говорит его стихотворение "Живые герои"?

 

Чубатый Тарас

Никого не щадил...

Я слышу

Полуночным часом,

Сквозь двери:

- Андрий! Я тебя породил!.. -

Доносится голос Тараса.

Прекрасная панна

Тиха и бледна,

Распущены косы густые,

И падает наземь,

Как в бурю сосна,

Пробитое тело Андрия...

Полтавская полночь

Над миром встаёт...

Он бродит по саду свирепо,

Он против России

Неверный поход

Задумал - изменник Мазепа.

В тесной темнице

Сидит Кочубей

И мыслит всю ночь о побеге,

И в час его казни

С постели своей

Поднялся Евгений Онегин:

- Печорин! Мне страшно!

Всюду темно!

Мне кажется, старый мой друг,

Пока Достоевский сидит в казино,

Раскольников глушит старух!..

Звёзды уходят,

За тёмным окном

Поднялся рассвет из тумана...

Толчком паровоза,

Крутым колесом

Убита Каренина Анна...

Товарищи классики!

Бросьте чудить!

Что это вы, в самом деле,

Героев своих

Порешили убить

На рельсах,

В петле,

На дуэли?..

Я сам собираюсь

Роман написать -

Большущий!

И с первой страницы

Героев начну

Ремеслу обучать

И сам помаленьку учиться.

И если, не в силах

Отбросить невроз,

Герой заскучает порою, -

Я сам лучше кинусь

Под паровоз,

Чем брошу на рельсы героя.

И если в гробу

Мне придётся лежать, -

Я знаю:

Печальной толпою

На кладбище гроб мой

Пойдут провожать

Спасённые мною герои.

Прохожий застынет

И спросит тепло:

- Кто это умер, приятель? -

Герои ответят:

- Умер Светлов!

Он был настоящий писатель!

1927

Негативизм к трагедии, как к выразительнице антагонистического общества, отражается в белиберде сна, которую Светлов сообщает повествованию.

"Я" готов создавать принципиально другую литературу. Соответствующую новому обществу, неантагонистическому.

Но что Светлов видит? В новом обществе… В правящей партии, объявившей о строительстве этого нового… – Гонения на троцкистов, на других уклонистов… Задавливание самой демократии…

И, верный отражению жизни в произведении, лирический герой стихотворения впадает в "невроз". А что такое невроз? Это когда два противоречивых "хорошо" сталкиваются и надо выбирать, и это невозможно сделать. Старая история. Как и в прошлом, антагонистском обществе. Так что делает верный новому принципу "я"-автор? Героя убивать нельзя, пусть и в безвыходном он положении. – Значит, убить себя должен автор. Пусть и условно – в произведении же.

И что мы имеем? – 1) трагедия – это плохо. И 2) трагедия – это хорошо.

Так что ж хотело сказать подсознание Светлова?

Нехорошо само состояние, приведшее к спорам, как вести политику: разжигать Мировую революцию или строить социализм в отдельно взятой стране. Хорошо, чтоб не революция была Мировая, а эволюция. По Прудону, а не по Марксу.

Но такое могло шевелиться только в подсознании Светлова. Анархизм к тому времени уже был так опозорен, что путь этой идеи в сознание был запечатан.

То есть мы имеем старую историю: что лирическое "я" – не есть автор, что то, что вы читаете в художественном произведении, не есть то, ради чего оно создано, что художественный смысл – нецитируем, ну и что художественно – то, что рождается подсознанием.

28 октября 2014 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/245.html#245

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)