Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Старушко. Дорога.

Художественный смысл.

Барокко – соединение несоединимого.

 

Миг – и этого больше никогда не будет…

Я смутно мучаюсь.

У меня раз за разом получилось, вот, что ницшеанство – это дорога русских творцов к предательству России. Гребенщиков, Макаревич – ницшеанцы… Как-то по вероятности, что ли. Исповедующие другие идеалы, вроде больше застрахованы. А вот я наткнулся в тексте о поэтах-патриотах на имя Ольга Старушко. И одно стихотворение меня чем-то зацепило… Я его и перечитал странно – следя по гуглокарте, как только появлялось в тексте новое географическое название.

Дорога

 

Вещмешки никто не тронет. Южный вечер тих.

Парни в форме на перроне курят на троих.

За составом маневровый коротко гудит.

Изредка роняют слово. Шлемы на груди.

Шелестят стручки акаций. Кто-то из парней

клонит ветку — подержаться как за руку с ней.

Пятна тени, пятна света: тени глубоки.

Медлит он, от ветки этой не отняв руки.

Командир махнул: посадка, даже не сказал.

Плитки выщербленной кладка. Дремлющий вокзал.

Рассветёт — и поле в окнах: жирная земля,

смуглый спеющий подсолнух, трактор, тополя.

Что напишешь по-простому, чтобы не навзрыд?

На платформах за Ростовом техника стоит.

Дальше речка, за Аксаем цапли на песке,

женщина идёт босая с удочкой в руке.

Под вагонный стук да тряску отходя ко сну,

глянь — собор Новочеркасска куполом блеснул.

Что ты, ветер, тучи гонишь? Полегла трава.

Будет за полночь Воронеж, поутру — Москва.

Только сердцу нет покоя. Сердце, не боли.

Докурили на Лихой и в Каменской сошли.

Где они, теперь не скажут. В битве ли, в пути?

Помолись, как видишь наших. Вслед перекрести.

2022

Оказалось, что ребята высадились где-то вблизи бывшей украинской границы. Лирическое “я” – это какая-то женщина, ехавшая в Москву, где-то на Кубани села в один вагон с ними и следила с болью в сердце за ними, которых никогда больше не увидит. И вам не ясно почему: потому ли, что те будут убиты на войне на Украине, или просто так. И рыдать хочется.

Я только теперь понял щемящую ноту в дневнике труднейшего похода в Сибирь в 1966 году, который вела моя будущая – через 4 года – жена (солдаты ехали возможно воевать с Китаем):

"Сели в поезд солдаты. Все красные, мокрые, со скатками, на них душно смотреть.

. . . . . . . . .

Подошли к нам ребята – солдаты. Сели, поют.

Очень хорошие ребята. Снова мне повезло ко дню рождения.

Они едут “туда”. Сорвали ветку сосны, поломали пополам. Обещали хранить до новой встречи. “Если мы вернёмся”, - сказали солдаты. Они очень хорошие ребята. Но они солдаты. Это твёрдое слово. Страшно не хочется, чтобы они были солдатами.

Мы обязательно выпьем, когда встретимся.

Когда встретимся”.

Вот и в 2022-м… Нет, прямо наоборот.

Я никак не мог понять, почему и чем меня зацепило это стихотворение. – Лёг животом на подоконник и стал думать.

Сперва – что тут неожиданное: тихая досада, что идёт война, а страна этого не ощущает.

Вещмешки никто не тронет. [Все зажиточные. Что там может быть в вещмешках у солдат? И люди – каждый к каждому – без внимания.] Южный вечер тих. [Неживая природа тем паче безразлична, что среди неё у людей происходит.] Парни в форме на перроне курят на троих. [Не роскошествуют. Как бы хотят – соответственно невниманию к ним окружающих – сами себя держать минималистски.] За составом маневровый коротко гудит. [Всё – само по себе. И нет взаимодействия.] Кто-то из парней / клонит ветку — подержаться как за руку с ней. [Робкая попытка пообщаться, хоть с природным чем-то.] – Лирическое “я” единственная, кто за солдатами душевно наблюдает издали.

А потом озарило. Это ж ницшеанский мотив неприятия Этого мира за его изменчивость. Всего лишь! И – ого, как много! Это ж против того, что время – течёт. Такое ж накатывает, если на Чехова, то из-за того, что он со своей чахоткой не знает, будет ли он жив завтра. Правда, и здесь похожее – война.

Вот те и на: она что, поэтесса, против войны этой справедливой?

Ни о какой справедливости речи нет. Зато лирическое “я” всей душой – гипербола прямо – с ними едет, их глазами видит, ими живёт, и молится за именно их, когда встречает потом других солдат.

Это столкновение. Полного отвергания Этого изменчивого мира с полным приятием трагизма Этого мира ради благого для всех того света христианства (оно тоже Вечность). – Сталкиваются две Вечности. И результат столкновения – мудрое соединение несоединимого (барокко).

Вот. Если я не ошибся, копаясь в себе.

Ницшеанство тут – только часть. Оно не результат. Оно не начало дороги к предательству России.

25 апреля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZEfFb8DPnDzRF-ht

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)