Старцев.

Когда-то, в зрелом возрасте, я услышал слова, поразившие меня: молодость человека, мол, характеризуется количеством новизны, приходящейся на отрезок времени. Чем человек моложе, тем он чаще удивляется. Я даже стал было записывать на листке удивления. Помню первую запись, в “Клубе кинопутешествий” показали: как ведут себя зебры, когда на них отохотился лев. Он принимается пойманную особь кушать, а остальные зебры прекращают свой бег и начинают почти рядом с ним щипать траву. И он, и они кушают. Спокойно так. Буднично.

Позже, почти в возрасте Христа, я встретил мою будущую жену, Наташу Гойхман, и она открыла мне, провинциалу, мир самодеятельной песни. Вот это было удивление! Какая честность среди окружающей массы официальной лжи!

Это оказалось одним из событий, заставивших меня, инженера, начать, поучившись, писать об искусстве. Моя жизнь повернулась.

А когда она повернулась ещё раз, когда жена умерла и передо мной обнаружились её записи о времени её юности и тех песен, я был как громом поражён: я не понимал всей глубины её натуры, мечтавшей, вместе с товарищами по двум клубам: самодеятельной песни и туристскому клубу, - о жизни коммуной или хотя бы о жизни вдали от той прогнившей цивилизации того так называемого социализма.

И я поклялся себе, - лучше, если каждой статьёй, - драться за настоящий социализм.

На ловца и зверь бежит…

В течение одной декады я наткнулся на теорию, что такое настоящий социализм, книгу Шубина “Социализм. “Золотой век” теории” (http://lib.rus.ec/b/262767/read), и на заметку о практике его внедрения в жизнь прямо сегодня (прислана мне для помещения на сайт, что я и делаю, сменив прямой шрифт на косой).

Что такое бардовская песня.

Определение жанра.

Пётр Старцев

Давайте определимся сначала с понятиями:

Авторская песня. Название крайне неудачное для жанра, а ещё лучше и точнее сказать. ДВИЖЕНИЯ, которым мы занимаемся - заметьте - в свободное от работы время. Это наше хобби (в 99% случаев). Почему неудачное - да потому что в творчестве все авторы. И Кукин и Пугачёва, и Добрынин, и т.д.

Самодеятельная, или бардовская песня. Это гораздо точнее. Мы самодеятельность. Это не означает 3 аккордов и плохого качества. Это означает, повторюсь ещё раз, что для нас это не главный вид работы, а хобби. Опять же это не означает несерьезности к нему отношения. Можно по-разному совершенствовать свой духовный мир, а самодеятельная песня является для нас одним из инструментов. Из этой нашей большой массы самодельщиков выходят профи. Но их немного. Прошу не путать - для нас профи - это Мастер (Визбор, Кукин, Никитин...) а не ремесленник, который просто тупо зарабатывает деньги... Сразу скажу про себя - мой основной вид работы - организация жизни КСП "Самарские барды", концертов, выступлений фестивалей. Ансамбль "Самарские барды" поёт и репетирует тоже в свободное от работы время и, по сути, является самодеятельным. Другой вопрос, что мы стараемся стремиться к тому, чтобы хорошо представлять песню... Так же, как и в любом движении (поэтическом ли, вокальном, музыкальном...) существует масса людей, которые поют плохо..., средне..., выше среднего... Это не важно. Самое главное - они творят. Плохо ли, хорошо, но творят! Это тот пласт, на котором всё держится. Из этого гумуса (по словам Л. Сергеева) выходят Мастера. Без этого гумуса, мастеров просто не будет. Самое простое сравнение - без любительского спорта не будет профессионального.

Но мы, самодеятельность, находимся в уникально выгодных условиях!!! Для нас нет ни границ, ни правил (которые есть в любом профессиональном - поэтическом ли, музыкальном сообществе) Многие из нас (о ужас!!!) до сих пор не знают ноты.

Но это не помешало Окуджаве, Визбору, Никитину и многим другим написать шедевры, которые теперь знают во всём мире. То есть у нас имеется:

Свобода самовыражения. Я не могу себе представить профессионального поэта, который взял бы музыку из фильма "Серенада солнечной долины" и написал бы на неё стихи. А Юрию Иосифовичу было всё равно - он просто очень любил джаз. И написал. И поручилась песня, которую до сих пор поют:

Если изумрудную долину

Речкой разделить наполовину,

Вкруг поставить горы и открыть просторы -

Будет юго-западный Памир.

Настанет день, растают горы за горами,

Но мы тебя от этой участи спасем,

Настанет день, но ты не расстаешься с нами, о, наш Памир!

Как в рюкзаке, тебя в груди мы унесем.

Здесь красивы горы и опасны,

Здесь ходил Лукницкий и Некрасов,

Этот день вчерашний стал немного нашим,

Как и юго-западный Памир.

Настанет день, растают горы за горами,

Но мы тебя от этой участи спасем.

Настанет день, но ты не расстаешься с нами, о, наш Памир!

Как в рюкзаке, тебя в душе мы унесем.

Так редки здесь белые палатки,

Здесь что ни вершина, то загадки.

Здесь нужны фигуры, здесь не шуры-муры -

Это юго-западный Памир.

А чего ему - он же самодеятельный автор. Я уж не говорю про Никитина - берёт симфоническую музыку, очень известную, подкладывает стихи (например, Евтушенко) и получается просто замечательная песня.

НЕУЖЕЛИ

музыка Г.Май, П.Чайковский

слова Е.Евтушенко

Неужели смертен я, смертны сосны,

Смертны небо и земля, смертно солнце.

И растает и умрёт всё живое,

Как сосульки сладкий лёд за щекою.

Нет, нет...

Нет, не уходит, всё что проходит,

Всё остаётся с нами, некуда нам деться

Первый наш опыт, и полушепот,

И полуюность наша будто полудетство.

Нет, не уходит, всё что проходит,

Память ночное солнце, это не беда

Ночью восходит, по небу бродит,

И не заходит память никогда.

Нет, никогда...

Неужели и любовь умирает,

И всех бабочек с лугов убирает,

Неужели старость есть и ненастье,

И несчастье это месть нам за счастье.

Нет, нет...

Нет, не убито, всё что забыто

И забыванье наше это не забвенье

Где-то под кожей, кто-то похожий

Всё-таки помнит, помнит каждое мгновенье.

Нет, не убито, всё что забыто,

Память ночное солнце, это не беда

Ночью восходит, по небу бродит,

И не заходит память никогда.

Нет, никогда…

Неужели в смертный час, неужели,

Невозможно чтобы нас пожалели,

Неужели мы как снег или ливень

Не родимся в лучший век посчастливей.

Нет, нет...

Нет, не напрасно,

Всё что прекрасно

Чудо большое в каждой крошечной снежинке

И над любовью время не властно

Вечно любовь со смертью будут в поединке.

Нет, не напрасно,

Всё что прекрасно

Память ночное солнце, светит вновь и вновь

И над любовью время не властно

Всё умирает, только не любовь.

То есть - чем ещё ценна самодеятельная-бардовская песня - она без зазрения совести использую все (!!!) музыкальные направления. Вопрос для чего??? Вот!!! Отвечаем - для усиления смысла поэтической составляющей песни. Получилось - хорошо!!! Не получилось - зачем брал в основу джаз, рок и т.д.??? Но у талантов получается. И это не затмевает главной направленности самодеятельной песни - достучаться до наших душ. Спеть так, как будто про меня, тебя, написано. Зацепить, чтобы мурашки по спине... Опять же, песни, написанные под простую мелодию и простые слова (Милая моя, Как здорово, Всё перекаты...) цепляют не меньше и остаются в памяти поколения на долгие годы. То есть, мы приходи к мысли, что самодеятельная-бардовская песня это сплав:

-Поэтического слова

-Мелодии, музыки

-Исполнения (не обязательно хорошо поставленным голосом)

-Личности самого автора

Последнее очень важно. Многие помнят, что на концертах Визбора, Городницкого, Кукина и т.д. не менее интересным было послушать их байки, рассказы... В них раскрывался человек-автор - и песни были более понятны.

Теперь об инструментах.

Гитара - это основа. Демократичный, легко осваиваемый инструмент. Автор-исполнитель должен уметь донести песню при помощи гитары-поэзии-голоса-личности. Мы не против других инструментов. У нас по Положениям запрещены только фонограммы, синтезаторы и барабанные установки с электронными бас-гитарами. Но если автор-исполнитель, ансамбль включает в состав другие инструменты, надо задать вопрос - а зачем??? Если это подключение усилит смысл песни и поможет донести её до слушателя - это радует. Но в большинстве случаев это обычное, иногда очень лажовое, украшательство непонятно зачем. Или просто скрывает пустоту самой песни. Но в этом уже должно разбираться жюри разных уровней.

Как любят у нас говорить - под состав любой споёт - ты попробуй с одной гитарой…

Небольшое резюме:

Мы считаем, что жанр самодеятельно бардовской песни самодостаточен. Ему не грозит никакое медленное, или быстрое умирание. Человечество всегда будет сочинять, и петь песни, не являясь при этом профи. Человечеству просто это нравится. Так заложено Богом. И всегда будет хотеться поделиться с другими своим творчеством - а значит и фестивали будут всегда. Неважно, какие они – большие, или маленькие.

А хорошая песня - это духовная и личностная информация, посредством которой и общаются наши души.

Поэтому мы никогда не забудем и пока будем живы, ещё много раз споём эти, простые (на первый взгляд) строчки:

Милая моя, солнышко лесное,

Где, в каких краях встретишься со мною...

Два слова для тех, кто не станет читать Шубина.

Социализмов, оказывается, от рождения этого понятия было два: государственный и с самоуправлением (общинный). “…слово “община” [Gemeinde]Gemeind, прекрасное старое немецкое слово, соответствующее французскому слову “коммуна”” (Энгельс).

Только марксизм считал, что сначала должен стать государственный, а потом, после победы над внешними врагами, государство отомрёт. Приверженцы ж другого социализма считали (и верно, как показала история), что государство, став, не отомрёт и к социализму не приведёт. И надо, что и делала Парижская Коммуна, с первых шагов вводить самоуправление. Поражение её абсолютизировали и свалили на раздрай и анархию. А так как самоуправление имело другое, антигосударственное, название “анархия” [ἀν - αρχία “αез-началие, без-властие”], то в обыденном сознании анархия и хаос стали синонимами.

Есть и ещё одно плохое слово около самоуправления – охлократия – господство толпы, попадающей под влияние демагогов.

В общем, затуркали хорошую идею.

Но правда, как трава – и асфальт пробьёт.

Самоуправление коррелирует с самодеятельностью. И если самоуправление должно рождаться с самого начала перерождения капитализма в социализм, то и художественная самодеятельность должна то же делать. Что мы и видим. Не было социализма в СССР, но самодеятельные песни оказались как бы попыткой вывести общественный строй из заблуждения. И сейчас они, получается, длят и длят ту попытку. Несмотря на реставрацию капитализма.

3 августа 2012 г.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)