Сологуб. Н. Кузнецов. И. Садофьев. Стихи. Художественный и прикладной смыслы.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Сологуб. Н. Кузнецов. И. Садофьев. Стихи.

Художественный и прикладной смыслы.

Благое для всех сверхбудущее и исключительность пролетариата – в сознательности.

 

И скучно, и грустно…

Что умнейший человек, Игорь Смирнов, не видит в стихотворении Сологуба глубже того, что в нём написано словами.

 

Скучная лампа моя зажжена,

Снова глаза мои мучит она.

.

Господи, если я раб,

Если я беден и слаб,

.

Если мне вечно за этим столом

Скучным и скудным томиться трудом,

.

Дай мне в одну только ночь

Слабость мою превозмочь

.

И в совершенном созданьи одном

Чистым навеки зажечься огнем.

26 августа 1898

Он пишет:

"Подвижничеством, преодолевающим косность обыденной, не способной к обновлению действительности, становится также творческий акт; для поэта-символиста знаковая деятельность направлена на выявление некоего глобального означаемого, которое оказывается общим для множества внешне несходных единиц выражения, — отсюда все творчество может быть свернуто к созданию одного “совершенного” текста” (Смысл как таковой. С.Пб., 2001. С. 64).

Не в том перец, что "свернуто”, а в том, что прорвался-таки. По поговорке: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. Превратившись в… третьего. Был "раб”, “беден и слаб”, “Скучная лампа”. Изменился в покаявшегося ("Господи…”). И стал мало что спасённым ("Чистым навеки зажечься огнем”), так ещё светящим другим. Коллективизм!

Другое дело, что, раз третье, идеал, названо “в лоб”, то идеал не подсознателен. Что осуществлён замысел сознания. Что произведение не неприкладного искусства, а прикладного, усиливающего (рифмами, ритмом) переживание знаемого по упомянутой поговорке.

Идеал умеет плавать из сознания в подсознание (и тогда он вдохновляет) и наоборот (и тогда он рождает замысел сознания).

Так, когда наоборот, это включается артистизм (не просто образом {иносказанием, второсказанием, так сказать} выражается осознаваемый замысел, а витиевато, третьесказанием, скажем так).

А Смирнов третьего не замечает и пишет:

"Дуальность я-образа порождает мысль о физическом раздвоении субъекта…” (Там же).

Растроение же…

Эти ошибки – из-за того, что не принят в искусствоведении подсознательный идеал (он третье, результат столкновения противочувствий).

Из-за этого у учёных неискоренимый формализм бытует.

"Если относительно футуризма [восставшего против символизма за пустые мечты] справедливо было бы говорить об отождествлении формы и смысла, то для Пролеткульта в художественном знаке доминирующим становится содержание, с которым полностью совпадает смысл” (https://www.academia.edu/701023/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0_1917_1921?email_work_card=view-paper).

Футуристы про себя думают, что, раз они за прогресс, то новое в форме (выкрутасы) прогресс как раз и выражается (дуальность, мол). Тогда как не прогресс в выкрутасах (в закушенной до боли губе) выражается, а ужасы-щепки, которые летят от рубки-прогресса (триальность).

А у Пролеткульта – монистичность. “В лоб”. Плоско. Язык "политической формулы… "Смерть врагу”, — стучат колеса (Н. Кузнецов)…

 

Каждодневно быть в заводе, быть в заводе — наслажденье,

Понимать язык Железный, слушать Тайны Откровенья.

У машин, станков учиться буйной Силе — разрушать,

Ярко-новое, другое, непрерывно созидать (И. Садофьев)

Видимо, это своего рода “пролетародицея”, объяснение пролетарской особости, того пролеткультовского тезиса, по которому именно пролетарий отличается исключительной сознательностью, которую он приобретает, поработав на заводе” (https://studfile.net/preview/3161407/page:8/).

Это не пустые слова.

Я на практике неделю работал на токарном полуавтомате. На нём автоматически точился усечённый конус с определённым углом при вершине. А с ручным управлением надо было вытачивать больший или меньший диаметр. Можно было и это настроить, позвав настройщика в начале смены. Но интересно было самому.

Надо было сперва по-чёрному ободрать литую чугунную заготовку. Срезать побольше металла, чтоб начисто точить при тонкой стружке. Обдирка шла автоматически тоже по конусу. Потом не автоматически подрезался один торец (другой прятался в патроне станка). Потом – замер у обрезанного торца, какой диаметр получился после черновой обработки. Эта величина минус размер по чертежу, делённая пополам, есть то, насколько при чистовой обработке мне нужно будет подать резец вперёд от того места у торца, где резец начинал черновую обработку (эту полуразность нужно запомнить). Подача резца вперёд осуществляется вручную по станочной шкале и может быть выполнена очень точно. Но перед этим надо ж тоже точно установить резец на поверхность того диаметра у торца, какой получился при черновой обработке. А как это сделать? Чтоб точно? – Надо к вращающемуся полуфабрикату осторожно подвести резец и чуть-чуть им коснуться полуфабриката. От касания мгновенно снимется тончайшая стружка. Так будущей точности ради надо, чтоб эта стружка была ну исчезающе тонкой. Ювелирная, можно сказать, работа. Если удалось, можно работать далее. Если нет, надо торец опять подрезать (просто велев станку подавать резец вперёд) и потом всё повторить сначала. И так столько раз, пока пробная стружка не получится исчезающе тонкой. Тогда смотришь на станочную шкалу, замечаешь, где по шкале стоит резец и – по шкале же – вручную подаёшь резец вперёд на запомненную половинную разность. А потом ставишь упор (чтоб больше не повторять те филигранные операции). И потом включаешь полуавтоматический режим, который, снимая стружку, обеспечит угол конуса.

Если б упор держался там, где ты его установил, не надо было б переналаживать. Но он из-за усилий резания не долго удерживается. Ну несколько часов. И потом описанную ювелирную настройку приходится повторить.

Нужен характер, чтоб уметь её делать, верный глаз, твёрдую руку, выдержку.

Исключительность, если хотите.

Но поэту Пролеткульта совсем дела нет до создания ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. Ни о каком формализме даже помыслить не получится. – Другая крайность.

17 марта 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/i-skuchno-i-grustno-6233622da42cb825250c35ec?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)