Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С.Воложин

Сологуб. Расстегни свои застёжки…

Художественный смысл

Символистское благое сверхбудущее.

 

Что вы прочли в стихах – не то, что хотел сказать поэт, если вы знаток и если произведение – неприкладного искусства.

Вот – одно из стихотворений серии “Багряный пир зари”, которая была опубликована в журнале “Золотое руно” (№ 2, 1908) .

 

Расстегни свои застежки и завязки развяжи.

Тело, жаждущее боли, нестыдливо обнажи.

 

Опусти к узорам темным отуманенный твой взор,

Закраснейся, и засмейся, и ложися на ковёр.

 

Чтобы тело без помехи долго, долго истязать,

Надо руки, надо ноги крепко к кольцам привязать.

 

Чтобы глупые соседи не пришли на нас смотреть,

Надо окна занавесить, надо двери запереть.

 

Чтобы воплей не услышал ни добряк, ни лицемер,

Надо плотно оградиться глухотой немых портьер.

Теперь обратите внимание, что лирическое “я” стихотворения (которое, кстати, не есть “я” автора, Сологуба, который бывал неоднократно и за ерунду жестоко бит мамой и сестрой и не только в детстве и который, выпуская серию стихов, подверг её "жесткой самоцензуре” – https://out-of-joint.livejournal.com/55199.html). Лирическое “я” – садист, считающий обычных людей, не садистов, а добряков или лицемеров, например, соседей, глупыми. У этого “я” есть один плюс: он правдиво описывает женщину, до степени жажды впавшую в любопытство от разговоров, что от побоев можно испытать сексуальное удовольствие. (В те – послереволюционные – годы определённые круги интеллигенции от общего настроения потерянности в такое любопытство впадало, что ярко проиллюстрировал Балабанов в фильме “Про уродов и людей” 1998-го, такой же потерянности, года.) Правдивость лирического “я” состоит в объективном описании психологических тонкостей жертвы бытовавшего поветрия: "Опусти к узорам темным отуманенный твой взор, / Закраснейся…”. – “Она” – знает, что это – извращение и стесняется. – Небезнадёжна по очень большому счёту.

Так зачем Сологуб всё так в этом стихотворении сорганизовал?

Затем, что вдохновлён на сочинение он был символистским идеалом спасения душ, схожим с пословицей: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. (На такое спасение душ очень негодовала, как я теперь понимаю, тогдашняя православная церковь. А теперешняя – тоже. Я это испытал на себе. Я когда-то решил узнать, каково отношение церкви к этой народной мудрости. Пошёл по попам. Оказалось, что им не всем разрешено разговаривать с мирянами на такие темы. Мне указали на одного, монаха в Свято-Успенском Патриаршем Одесском мужском монастыре, который имеет право и может ответить. Так я от его гнева еле ноги унёс. Он потребовал, чтоб я немедленно согласился креститься и покаяться.)

То есть подсознательный идеал Сологуба “сказал” подсознанию читателя, как обладателю этого подсознания спастись в душевной муке, если та его мучит. Чуткого человека это должно озарить. Но чутких мало бывает. О чём я сужу хотя бы по статьям об этом стихе, которые разоблачают их авторов как нечутких к настоящей поэзии, то есть той, что вдохновляема подсознательным идеалом.

27 ноября 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/chto-vy-prochli-v-stihah--ne-to-chto-hotel-skazat-poet-esli-vy-znatok-i-esli-proizvedenie--neprikladnogo-iskusstva-5fc11f87c9a19d0e1cbeb529

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)