Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Сислей. Картины.

Художественный смысл.

Хвала абы какой жизни.

 

Настаиваю на формуле импрессионизма

Формулы идеостилей существуют. Общепринята гармония низкого и высокого для Высокого Возрождения. Не общепринята формула, предложенная Якимовичем, для барокко – соединение несоединимого. Для импрессионизма я предлагаю: хвала абы какой жизни. Хвала – светоносностью, абы какая жизнь – темой.

Поэтому я плохо отношусь к похвалам типа: "выглядит уютным местечком”, - когда оно выглядит зачуханным.

Сислей. Мост в Вильнев–ла Гаренн. 1872.

Когда зачуханное изображает салонная живопись, она местность идеализирует.

Кейн. Англия 19 век. Речной пейзаж с мостом и фермерским домом.

И тогда как-то вяжется определение: "выглядит уютным местечком, жизнь в котором течет неторопливо и счастливо”.

А мне пейзаж Сислея напомнил послевоенный Каунас. В 1948 году я там появился. Город, правда, не был разбит, и в начале, и в конце войны войска и фашистские, и советские его обошли. Город хоть и был до войны столицей Литвы, но я чуть не ахнул от похожести: точно так же выглядела дико заросшая набережная у Алексотского моста, вид на дом Наполеона.

Да и мазки какие – нарочито небрежные. Чем не абы какая жизнь? Но сияние, да, у Сислея сильнее.

Но за грубость картины импрессионистов не покупали.

А вот, казалось бы, и признание, что абы что изображается:

Сислей. Берег в Сен - Мамме. 1885.

"Берег здесь не заключен в раму деревьев на первом плане, а как будто случайно увиден в окно, которое и определило его границы. С правой стороны видна часть строения, почти целиком уходящего за край холста”.

Ерунда ерундой, короче. Глаза б не глядели. Особенно на это построенное не пойми что справа.

Не сравнить с салонной вещью,

Жан-Леон Жером. Летний вечер на озере. 1895.

где всё есть: и дерево на первом плане, как полурама, и не случайность кадра, а соответственного ценности того, что в нём – воплощению уюта.

Но. Сислея ж есть внутренняя установка хвалить (за что ни попадя)… – И:

"Пейзаж кажется безграничным, чувствуешь, что он не замкнут рамой картины…”.

А похвала, которую б надо отдать салонному художнику:

"…большая мягкость. Здесь нет резких цветовых контрастов. Там, где они могли бы появиться, художник смягчает их [Жером блеск воды уменьшает узостью этой полосы блеска]", -

похвала отдана как раз Сислею. И я б не согласился, что у того именно мягкость. Как раз наоборот – жёсткость: контраст основных цветов (синего и жёлтого).

Импрессионистов надо хвалить за отказ от темновидности в живописи, а не высасывать из пальца похвалы ради желания словами ублажить читателя.

15 августа 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/nastaivaiu-na-formule-impressionizma-6119406129330d3d3e1e3a3a

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)