С. Воложин.

Шупляк. Борітеся — поборете, Вам Бог помагає!

Сомнительный смысл.

Неглубоко то воодушевление, которое приводит ко всё-таки сомнительной революции.

 

Шупляк.

Грешен. Признаюсь сразу.

Подозреваю, что этническое государственное строительство на Украине, с громкостью на весь мир начавшееся с переворота 21 февраля 2014 года (ударной силой которого стали неонацисты), стоит во многом на лжи, и я ищу независимые доказательства этому в произведениях украинского искусства, созданных после этого переворота.

Первым камнем в основании этой лжи лежит мнение (не поддержанное в ООН), что голод 30-х годов ХХ века был геноцидом украинского народа.

А правда в желании создать ложь состоит в том, что украинский язык – умирающий, и при мирном сосуществовании Украины с Россией конкуренцию с российским выдержать не может, из-за чего есть объективная необходимость (осознаваемая неонацистами и, возможно, больше никем), - необходимость прекратить это мирное сосуществование и духовно обосновать ложь в пафосе этнического строительства.

Ложь должна как-то проявиться.

Смотрим.

Шупляк. "Борітеся — поборете, Вам Бог помагає!". 2014.

http://ukurier.gov.ua/uk/articles/u-ternopoli-iniciyuvali-vseukrayinskij-proekt-vist/

Кто здесь на стороне революции Достоинства (таково самоназвание этой оранжевой революции; её даже и оранжевой уже назвать сомнительно, потому что оранжевые – это революции меньшинства, а тут уже большинство стало на путь этого этнического строительства)?

Во-первых, то, что на самом верху – Берегиня Украины (по-язычески), Оранта Украины (по-христиански).

Пониже – персонажи памятника легендарным основателям Киева – "Кий, Щек и Хорив".

В центре, огромный и сюрреалистический, – Тарас Шевченко. Правее – какая-то женщина и три с одинаковыми лицами и усами мужчины гайдамацкого типа.

Так Берегиня, Кий, Щек и Хорив, такие же родоначальники Украины, как и России (разделение древнерусского языка на три произошло с крахом Киевской Руси и попаданием её народа под иго Польско-Литовского государства и татаро-монгол). И в этом первая ложь Шупляка. Но она – не живописная, не изобразительная.

Вторая ложь (или это самообман?) изобразительная. Шупляк как бы подражал Дали, картине "Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера"***.

Так Дали-то – поиздевался над знаменитым антиклерикализмом Вольтера, сделав ему глаза из монашек. Сверхчеловеку Дали необходимо было издеваться надо всем, и лучше – над очень почитаемым.

А Шупляк-то над Шевченко вряд ли издевается, хоть тот отчаянные, антирусские слова написал (Поховайте та вставайте, кайдани порвіте, і вражою злою кров’ю волю окропите) и заслуживает эстетического порицания хотя бы за отступление из искусства в публицистику. Но у Шупляка у самого изопублицистика. Он с Шевченко заодно. И он просто, наверно, не ведает, что творит, беря у Дали – насмешничество, придавая двум его глазам-майдановцам – безликость (как, впрочем, и бросающему коктейль Молотова), обрекая трёх гайдамаков на одинаковость лиц (как и вообще много чему не уделяя особого исполнительского внимания: доскам переднего плана, языкам пламени заднего плана, тому что разные времена суток получились слева и справа**…). Или это следствие просто халтурности работы? – Свои – примут всё, ведь тема – патриотическая. То есть он тогда врёт зрителям или самому себе, что он сам охвачен пафосом.

Как бы то ни было, пафос есть.

Подобного ура-патриотического российского произведения живописи революционных времён я не нашёл, но были так называемые живые картины.

"…"живые картины" — театрализованные представления, осуществленные К. Коровиным 13 марта 1917 года в Большом и Малом театрах.

В печати тех лет сохранился рассказ об этом событии. В Малом театре занавес поднялся под звуки "Марсельезы". Декорация на сцене изображала лазурное небо с ярко горящим солнцем. Под солнцем — женщина в русском костюме, с разорванными кандалами.

Это "Освобожденная Россия", которую изображала А. Яблочкина.

У ног "Освобожденной России" — лейтенант П. Шмидт. Вокруг нее — плеяда писателей: Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Достоевский, Толстой, Добролюбов, Чернышевский, Белинский, Писарев.

Здесь же "сидит, скрестив руки, Бакунин, стоит Петрашевский, опустив голову, глубокую думу думает Шевченко, в черном платье Перовская, а вокруг них изможденные лица в серых арестантских халатах <…> Дальше в мундирах александровских времен — декабристы и среди них — княгиня Волконская, княгиня Трубецкая. Дальше — студенты, крестьяне, солдаты, матросы, рабочие, представители всех классов и народностей России <…> Теперь они победно поют "Марсельезу". Впереди этой живой картины стоит комиссар московских государственных театров князь А. И. Сумбатов" (http://teatr-lib.ru/Library/Lapshin/Hud_zhizn/#Rome_Text_566).

Это через 11 дней после свершения буржуазной революции, свергшей царизм и сословия.

У Шупляка похоже, но только в части Берегини Украины и Шевченко (если предположить, что 4 человека правее Шевченко – это не образы реальных людей). – Страна и революционеры и демократы. Ну и ещё у русских – баррикад нет и насилия: только победа – русская революция произошла почти мирно, и было тихо до июля. И вообще живопись, как искусство камерное****, не была пригодна для настоящей революции масс. Так что сам факт существования картины Шупляка кое-что говорит о майданской революции.

То изобразительное искусство, которое пыталось отзываться на русскую революцию и было показано зимой 1917 года, после Октябрьской революции, было репортажным*.

Кустолиев. 27 февраля 1917 года. 1917.

Владимиров. Из серии "Февральская революция 1917 года", "Арестованы представители старого правительства". 1917

Яремич. "Крейсер "Аврора" на Неве 25 октября 1917 года", бумага, тушь. 1917.

И из-за репортажности – не мрачными.

Не то, что при оранжевых революциях.

Вильданов. "Митинг 5марта 2012". 2012, бумага акрил, коллаж.

Шуваева. "Москва", бумага, маркеры. 2012.

Светит ли победа очередной оранжевой революции (как на Украине в 2014) или не светит (как в России в 2012) – мрачно. В результате оранжевых просто новые правители переводят страну под внешнее управление (из США), и это, может, невольно сказывается на цветовом тоне. Неглубоко то воодушевление, которое приводит ко всё-таки сомнительной революции.


11 октября 2014 г.

Натания. Израиль.

Впервые рпубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/242.html#242

* - Не с тем периодом надо сравнивать, а с тем, когда в России началось кровопролитие, гражданская война, как на Украине в Донецкой и Луганской областях, когда, собственно, и рисовал Шупляк свою картину про майдан, про силу духа и грядущую победу. Надо – когда появился в России военно-революционный героизм. И сравнивать надо с чем-то фактологическим, хоть майданских реалий у Шупляка мало. И – с боем сравнивать.

- Нет такого. Что есть, то рисовано после победной гражданской войны и – в счастье от прошлой победы и в надежде на будущее. И счастье это выражено очень по-живописному: тёплым колоритом с преобладанием красного.

Греков. Красная конница.

12.10.2014

** - Это не от невнимательности, а от символизма. Борются, что наступит: ночь (слева) сторонников прислушиваться к России или день (справа) сторонников самобытности, духа, ещё не осложнённого даже сомнительностью происхождения князей, Рюриковичей.

- Признаю. Ошибка. Более того, признаю, что для выражения победной силы духа взят для изображения момент материального поражения. Ибо изображена покидаемая зажжённая баррикада. Как в "Одухотворённых людях" Платонова. Там с гибелью последнего из пятерых краснофлотцев немецкие танки отступили перед, собственно, уже пустотой.

Но тут же прячется и искомое мною враньё, которое, похоже, прорвалось и к нам, зрителям, холодным колоритом полотна, созданного после победы.

Что за момент материального поражения изображён?

Тот, когда невооружённые огнестрельным оружием милиционеры, день за днём просто стоявшие и терпевшие удары дубинами и огонь от коктейлей Молотова, наконец, двинулись вперёд, чтоб очистить площадь от майдановцев и их баррикад. Последние, чтоб как-то помешать наступавшим, баррикады подожгли (ветер гнал дым на милиционеров). Но, не в силах противостоять профессионалам, майдановцы отступили. Как вдруг милиционеры без понятной причины (я смотрел телепередачу с места события в прямом эфире) отступили. И с того начался переворот власти.

Шупляк не мог не знать версию, объясняющую неожиданное отступление милиционеров: выстрелы им в спину снайперов с гостиницы "Украина", занятой все дни противостояния майдановцами.

Вот против этой версии и нарисовал Шупляк свою картину. Дух-де независимых ни от кого предков победил. Не материальное.

Тут кроется и второе враньё. Дух-то дух победил на Украине. Но – чего дух? – Дух стремления к западноевропейскому уровню комфорта, недостижимого в сближении с Россией. Что-то в малой степени относящееся к духу и в большой – к материальному.

Тут же третье враньё: этот дух не независим ни от кого, а очень даже зависим. Он внедрён за 20 лет посредством (официально признано Нуланд) 5-ти миллиардов долларов США, потраченных на вестернизацию украинской элиты и молодёжи.

И всё это было Шупляку известно.

Не отсюда ли холодный колорит?

13.10.2014

*** - Ерунда! Мало ли есть художников, рисующих двойные изображения. И не факт, что все они издевательские. Например, http://lifeglobe.net/entry/2469

Но "не ведает, что творит", как характеристика Шупляка – остаётся.

Смотрите. Пусть в данной картине за черту Шевченко берётся слепая – и потому святая! – ярость на Россию, и эта слепая ярость адекватно выражена безликими глазами-майдновцами. Пусть Шупляк здесь – с Шевченко, с этой святослепой яростью. Двойственность изображения работает на одно и то же итогово позитивное переживание.

Но что если она в другом случае так не работает?

Сталинград. 2012.

http://arts.in.ua/artists/MrOlik/w/275522/

Довольно ясно одинаковое фэ Шупляка по отношению и к Гитлеру, и к Сталину. Соответственно этому фэ - и без святости чувства - подтверждение его в тупой силе солдат-глаз и усов-спин-солдатских.

Но позитивности-то переживания нет!

Я уж не говорю, что прорвалось и сюда опять враньё про равенство гитлеризма и сталинщины, на котором стоит святость бандеровцев, воевавших-де против обоих за независимость Украины от обоих (когда фактически бандеровцы воевали лишь против СССР).

16.10.2014

**** - даже ремесла художника не знает… не владеет рисунком.

- Очень даже владеет. Вот, например.

Анна Каренина. Холст, масло. 2012.

http://artnow.ru/ru/gallery/3/11976/picture/0/638812.html

Это - спор с Крамским.

http://webstarco.narod.ru/19vek/big/kramskoy30.html

Я вот что когда-то написал об этом портрете:

"Крамской портрет Льва Толстого написал так, что зрителю не кажется, а уже просто очевидно, что его - зрителя - судят. Художник придал Толстому такой прокурорский взгляд, что впору содрогаться. Содрогаться тем более, что, во-первых, известно, как этот граф всю жизнь ополчался против наступающего эгоистического торгашеского индивидуализма, а во-вторых, кому из нас индивидуализм и эгоизм не чужды... Но от портрета веет и противоположным - величием учителя жизни. В этом пронзительном толстовском взгляде нет вопросов, нет поисков. Истина познана. Нераскаявшийся, явный или тайный приспешник индивидуализма, не может видеть своего прокурора таким великим, а значит, себя - подонком. И тогда вдруг поражает острая мысль: не зависть ли здесь художника, а за ним и зрителя, белая зависть интеллигента, "понимателя", который привык слишком взвешивать поступки людей и их причины и потому лишен той неизбежной односторонности, в которую должен впасть всякий, кто из фанатической преданности идее считает себя вправе "глаголом жечь сердца людей"...".

Шупляк с Крамским согласился, но оставил Толстому лишь прокурорский взгляд. Толстой у Шупляка весь – холоден. Лишь одна всклоченная бровь, которая оказывается волосами, шляпкой и щекой Анны – тёплая, рыжая. Анне – никакого прощения. Никакой человечности, гуманизма. Ведь что такое гуманизм? – Это признание людей небезгрешными, и потому – терпимость. И нет этого у Толстого Шупляка. Его Толстой отталкивает. Каким и должен был сделать великого русского писателя идеологизированный украинский художник-националист времени нэзалэжнисти.

Он и тут наврал, ибо открывая книгу Толстого, от неё нельзя ж оторваться, в такую полную, всестороннюю жизнь погружаешься.

16.10.2014

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)