Шпаликов. По несчастью или к счастью... Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Шпаликов. По несчастью или к счастью...

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Надо же…

Читал-читал стихотворение Шпаликова, и в конце вдруг слёзы накатили.

По несчастью или к счастью...

 

По несчастью или к счастью,

Истина проста:

Никогда не возвращайся

В прежние места.

.

Даже если пепелище

Выглядит вполне,

Не найти того, что ищем,

Ни тебе, ни мне.

.

Путешествие в обратно

Я бы запретил,

Я прошу тебя, как брата,

Душу не мути.

.

А не то рвану по следу —

Кто меня вернёт? —

И на валенках уеду

В сорок пятый год.

.

В сорок пятом угадаю,

Там, где — боже мой! —

Будет мама молодая

И отец живой.

И теперь мне предстоит холодно разобраться, почему это произошло. Наука, она такая: безэмоциональная. Можно сказать – аморальная.

Теорию я знаю. Это теория художественности по Выготскому. Противоречивые текстовые элементы вызывают осознаваемые противочувствия и столкновение их вызывает в восприемнике неосознаваемого содержания катарсис, который внешне проявляется, например, в неожиданных для восприемника слезах. Проблема анализа состоит обычно в том, что текстовые противоречия почему-то не ощущаются как противоречия.

Но у меня было подспорье – старая статья моя о другом произведении Шпаликова. И там я вывел, что он от отчаяния, что даже хрущёвская оттепель, - оттепель, казалось бы, - не выводит страну из лжесоциализма в социализм, и коммунизма не будет… Что он от такого отчаяния впал вообще в индивидуалистское (!) разочарование в Этом мире – в ницшеанство, которое подсознательным идеалом имеет принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Там вообще и физика другая. И нет этой душу разрывающей преходящести каждого мига. Каждого! Мига! Которые бесценны. Там "мама молодая И отец живой”.

(Я сейчас опять зареву.)

Ложный ход у стихотворения сначала. Убаюкивает. Есть способ не переживать из-за неприятия такой обыкновенности, как ход времени. Бежать, высуня язык, только вперёд. И вперёд. И вперёд. И не оглядываться. И потерять себя. И тогда, вроде, нет самой смерти в Этом мире. Тебе ж не до неё – ты бежишь.

И это малодушие. Так жить нельзя. И Шпаликов в 37 лет покончил с собой в 1974 году.

А ещё в 1960-м, в сценарии “Причала” (который у меня был разобран), он ещё был коллективист и от отчаяния, что коммунизма скоро не светит, отнёс его свершение в сверхбудущее от отчаяния. Он ещё был сверхисторическим оптимистом.

И вот – крайности сходятся – стал ницшеанцем, сверхиндивидуалистом. (Жаль, даты создания этого стихотворения нет.)

Что ж сталкивается? – Приятие преходящести с неприятием. А результат – вообще иномирие, где времени нет. Принципиально невозможное. Но! Когда в катарсисе дан его, скажем так, образ – впечатление, что сокровенное достигнуто. И наступает облегчение. В плаче.

14 сентября 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://fablit.blogspot.com/p/blog-page_4874.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)