Шёнберг. Красный взгляд. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Шёнберг. Красный взгляд.

Прикладной смысл.

Повторение отчаяния.

 

Не хочу переставать дурью маяться

Дурь это гордое хвастание умением "быть “более зрячим, чем когда-либо был человек” (Rilke R. M. Sдmtliche Werke: In 3 Bdn. Wiesbaden, 1957. Bd. 2. S. 10S.)” (Пестова. https://www.academia.edu/39385341/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0_20_%D1%85_%D0%B3%D0%B3_XX_%D0%B2_%D0%B2_%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%85_%D0%92_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B8_%D0%A1_%D0%9A%D1%80%D0%B6%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE?email_work_card=view-paper).

Новым ви`дением они величают ""распредмечивание” реальности, т.е. “сдвинутость”, смещение границ во внешней реальности, иное ее членение, рассмотрение реальности как постоянно изменяющейся материи и полное освобождение от внешнего мира как мира фиксированных форм” (Там же).

Это как в эти дни киевская власть сдачу в плен нацистского полка “Азов” называет операцией своих спецслужб и эвакуацией.

Я должен бы радоваться… Из диссертации Шалыгиной я вывел (она струсила?), что сокровенной сутью крайнего разочарования индивидуалиста, ницшеанства в искусстве, является принципиально недостижимое метафизическое иномирие, позитивное в качестве идеала при всей его негативности, и дающее позитивные эмоции творцу за то, что тому удаётся дать образ этой принципиальной недостижимости. А никто в моём кругозоре так ницшеанство не понимает. Так мне бы радоваться, когда я натыкаюсь на слова, похожие на иномирие: "полное освобождение от внешнего мира как мира фиксированных форм… все декристаллизуется, распластовывается, распыляется… сплошное нарушение черты оседлости бытия, исчезновение всех определенно очерченных образов предметного мира… инобытие… метафизические сферы" (Там же).

Но я не радуюсь. Потому что слова эти применяются не только к абстракционисту Кандинскому (которого в качестве абстракциониста я понимаю ницшеанцем), но и к экспрессионистам, которые коллективисты, и в последней глубине, - как ни кричат: “Боже! Зачем ты нас оставил?!”, - всё же уповают на какое-то иное благое для всех сверхбудущее.

Так вот дурью маяться – это пытаться следить, какое произведение – экспрессионизм, а какое – ницшеанство. А уж как психологически объяснить, как один и тот же человек создаёт то в одном, то в другом стиле… Атас!

Вот что такое это Шёнберга, ставшего великим музыкантом?

Шёнберг. Красный взгляд. 1910.

За преимущественно тёплый тон я думаю, что здесь экспрессионизм. Ницшеанство – это холодная трезвость по отношению к Этому миру, скучному-прескучному. А тут – горячие переживания. Как христианская религия:

"Религия – это вздох угнетенного существа, сердце бессердечного мира и душа бездушных условий” (К. Маркс).

Ну как такое можно ассоциировать с преимущественно холодным? – Никак.

Меня только смешит и возмущает применение позитивных слов для описания такого негатива.

Да, конечно, экспрессионизм это что-то христианоподобное, похожее на ужасы Апокалипсиса. И, да, из этих ужасов попадание в рай – позитив. Но именно в этом Откровении от Иоанна Богослова характерностью является нехорошесть Этого мира, а не позитивность от умения нехорошесть изображать. Позитивность для Откровения была б формализмом и не поощрялась бы. Для искусства же грани 19 и 20 столетий формализм вполне уместен.

А я не согласен. Не позитивом ошеломило новое искусство, а негативом. Ошеломило оно большинство, которое мещанское, которому всегда терпимо-хорошо, а не жуть жуткая. И, уважая мещанство за то, что оно большинство, надо отвергать хвастовство новаторов: "новое ви`дение", "авангард", "новая картина мира" (Пестова) и т.п.

Я не могу согласиться и со сплошным негативизмом в разборе произведения Шёнберга:

"Изображенное существо с красными глазами может рассматриваться как символ человеческих страданий и тревог. Художник пишет его, чтобы выразить свое состояние, индивидуальное видение реальности. Беспощадный по яркости оттенок красного сочетается с нейтральным коричневым. Колорит придает картине атмосферу безысходности. Удел человека, по мысли Шёнберга, — помешательство или невыразительная монотонность будней” (https://sv-scena.ru/Buki/Galyeryeya-Lyenbakhkhaus-Myunkhyen.19.html#Q438-Arnoljjd-Shyonbyerg-1874-1951-Krasnyyi-vzglyad-1910-Karton-maslo-32x25).

Крайняя деформация натуры применена не для утверждения, а для отрицания "страданий” (получается отрицание отрицаний), хоть и Абсолютом выглядит деформация, как и антихрист в Апокалипсисе в главе 13. А преимущественно тёплый тон – как финал Апокалипсиса.

Другое дело, что не иллюстрация ль это знаемого? Ведь такое лицо с такой же степенью деформации уже было нарисовано 17 лет назад.

Мунк. Крик. 1893. Фрагмент.

И тогда понятно, почему Шёнберг прославился всё-таки как музыкант, а не как художник. Он сам понял разницу между новизной и повторением.

Вообще же, надо признать: я заменил выше репродукцию с серым лицом на репродукцию с жёлтым лицом. Зачем? Чтоб избежать – хотя бы здесь и сейчас – обсуждения роли теплоты/холодности тонов для отнесения произведения к экспрессионизму или к ницшеанству. В сию минуту я не знаю, как отбить атаку, что Мунк не экспрессионист, а ницшеанец.

19 мая 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/ne-hochu-perestavat-duriu-maiatsia-62864de2f80df0745a45abcc

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)