Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Кравцова (Ромащук).

На листочке в клетку из тетради…

Шаман. Встанем.

Художественный и прикладной смыслы.

Идеал типа трагического героизма и замысел дипломатично накричать на Путина.

 

Новые публикаций ограничения от 5-й колоны

Вот это на дзен-канале было заблокировано за “язык вражды”. При запросе, за что заблокировано, блок сняли, но оставили ограничение – только для подписавшихся на канал. Мотивируют остросоциальностью, могущей вызвать поляризацию мнений в обществе. То есть слова “язык вражды” маскирует смысл “остросоциальность”.

Это – когда общество в России расколото на патриотов и компрадоров (осознающих это или нет), когда идёт информационная война и когда копрадоры начинают терпеть поражение.

Ограничения – это практический переход на сторону компрадоров.

Я какой-то выродок?

Плачу, понимаете, над стихотворением и главное, что мне надо – понять какие элементы этого стихотворения сложились в противочувствия по теории художественности Выготского, чтоб выдавить у меня из глаз слёзы…

Кто автор вот этого: то ли Светлана Кравцова, то ли Екатерина Ромащук, то ли ещё кто – не знаю…

 

На листочке в клетку из тетради

я рисую наш уютный дом,

пса Тимошку, птичку на ограде,

яблоньки, растущие кругом…

.

Я подарок маме рисовала ―

будет ей в больнице веселей.

Выберемся только из подвала,

отнесу я свой подарок ей.

.

Ничего, что врач отрезал ногу,

я же буду маме помогать.

Врач сказал: "Осколков слишком много ―

бесполезно все их вынимать".

.

Папа наш звонил из ополченья.

Мамочка ему не говорит,

что наш дом разбили в воскресенье,

и что ножка у неё болит.

.

Снова баба Феня тихо плачет.

Тихо ― чтоб меня не огорчать.

Утром я нашла в завалах мячик ―

жаль, не сможем с Колькой поиграть!

.

Кольку Градом в тот же день убило,

когда нас бомбили поутру.

Закопали всех в одну могилу ―

Кольку, его маму и сестру…

.

Вновь вверху бабахнуло так громко ―

прилетели нас бомбить опять!

Что злым дядям сделали ребёнки?

Для чего им Кольку убивать?!

.

Баба Феня начала молиться.

Я не буду плакать и кричать.

Баба Феня ― старая, боится.

Я рисунок буду продолжать.

.

Дорисую маму на дорожке ―

как встречает папу у ворот.

Я ей нарисую обе ножки ―

пусть она счастливая идёт…

.

"Баба Феня! Бахнуло так страшно!"

Баба Феня крикнула: "Беги-и-и!!!"

Кто плеснул мне в глазки красной краской?

Мамочка, мне больно! Помоги!..

*****

Между балкой и плитой подвала

средь руины в битом кирпиче

детская ручонка вверх торчала,

сжав листочек грязный в кулачке…

И ещё. Это безумно трудно: анализировать – ну, так мне очень хочется победить трудность.

А что ТАМ гибнут люди – мне как-то наплевать.

Вспоминается такая притча, как во время осады Сиракуз римлянами Архимед сидел во дворе и чертил палочкой что-то на песке. И вдруг на чертёж пала тень римлянина с поднятым вверх мечом. Архимед поднял на него голову и крикнул: “Только не трогай моих чертежей!”

Мы с Архимедом, видите ли, живём не для себя, а для человечества…

.

Бьёт по глазам ляпами. Девочка рисовала, сидя в подвале: "Выберемся только из подвала, / отнесу я свой подарок ей”. Ракета, настигшая девочку в подвале, пробила всё, что ли? Но с какой стати "Баба Феня крикнула: "Беги-и-и!!!"”? Из подвала, что ли, бежать? И потом, раз она с бабой Феней перекрикиваются, а потом девочку убивает, значит, вторая ракета прилетела? – Или не важно. Живописуется изменённое психическое состояние и внутренняя жизнь. – Там – каша.

И сталкиваются это изменённое и жизнь. Вот и противочувтвия.

Изменённое – это один из механизмом психологической защиты, называемый “Всемогущий контроль”.

"Бессознательно человек уверен в том, что может всё контролировать в этом мире… можно управлять вселенной силой мысли” (https://help-point.net/articles/psikhologicheskie-zashchity-lichnosti/).

Маме, которой отрезали одну ногу…

 

Дорисую маму на дорожке ―

как встречает папу у ворот.

Я ей нарисую обе ножки ―

пусть она счастливая идёт…

И маскируется это всесилие осознаваемым вдохновением при рисовании: что захочу, то и нарисую.

Для того и противопоставление девочкой себя бабе Фене, которая боится. А девочка сильная.

А она… непереносимо бессильная… во всесилии: рисунок с девочкой не погиб.

 

Между балкой и плитой подвала

средь руины в битом кирпиче

детская ручонка вверх торчала,

сжав листочек грязный в кулачке…

Тут уже другой механизм психологической защиты. У образа автора. Называется он “изоляция”.

"…больно, и тогда он изолирует эти чувства, как бы не проживает их, осознаёт, но не чувствует. Женщина, пережившая насилие, рассказывает об этом спокойно без эмоций и истерик” (Там же).

А жизнь состоит в том, что жизнь (главное – Россия), остаётся по результату безразличной к тому, что творится геноцид на Донбассе.

Столкновение противочувствий даёт обиду на Россию. “Почему не спасаешь!?”

Собственно, и начав СВО в виде именно СВО, не спасает: Донецк продолжают ежедневно обстреливать. Всего 300 тысяч послали освобождать Украину от нацистов. А разве можно таким числом такую большую страну освободить?

(Я подозреваю, что в 2014-м не стали спасать потому, что донбасский сепаратизм имел просоциалистическую окраску, а Россия – капиталистическая страна. Ей надо было выдавить из Донбасса просоциалистические элементы сначала. Только в 2022-м стало не опасно Донбасс включать в Россию.)

Но жалок тот, кто всё предвидит…

Остаётся какая-то фальшь и в СВО. И она не даёт патриотизму силы, что выражается в какой-то вымученности песни “Встанем” (2022) Шамана, сочинённой, поверим, 2 января 2022 года, чуть не за 3 месяца до вторжения на Украину.

Встанем

 

Встанем

Пока ещё с вами мы живы и правда за нами

Там сверху на нас кто-то смотрит родными глазами

Они улыбались, как дети, и в небо шагали

Встанем

И ближе к ним станем

.

Встанем

Пока с нами рядом господь и истина с нами

Мы скажем спасибо за то, что победу нам дали

За тех, кто нашёл своё небо и больше не с нами

Встанем

И песню затянем

.

Встанем

И бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами

Встанем

Герои России останутся в наших сердцах

До конца

.

Встанем

И вспомним всех тех, кого в этом огне потеряли

Кто шёл умирать за свободу, а не за медали

Я знаю, что мы обязательно встретимся с вами

Встанем

И снова затянем

.

Встанем

И бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами

Встанем

Герои России останутся в наших сердцах

До конца

.

Мы встанем (х3)

.

Встанем

И бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами

Встанем

Герои России останутся в наших сердцах

До конца

Пусть истошность крика в этой песне обращена к Путину, всё не спасающему и не спасающему донечан. Но. Она сочинена после предъявления ультиматума России США о предоставлении ей гарантий безопасности, - ультиматума, выдвинутого в декабре 2021 года на фоне скопления российских войск у границ Украины и сообщений в западных СМИ о подготовке вторжения России на Украину. И на фоне парадоксального ухода России вперёд по новому оружию. Мелькала догадка, дескать, вот почему в 2014-м не вмешались: не было такого оружия, способного противостоять натовскому (которое неизбежно на Украине появится). – То есть песня-призыв оказалась вторичной. Шаман почувствовал, что можно теперь накричать на Путина, что он донечан не спасает. Тот и сам, похоже, решил начать спасать. – То есть трусоват Шаман.

И как-то режется с прямотой аж крика какая-то дипломатичность: наши мёртвые-де нас позвали. Не опасность обвально массового оборудования военных баз НАТО на Украине. То есть неоткровенен Шаман.

И просто режут глаз его дреды. – Как он не понимает, что патриотической песне они противопоказаны?

Ведь намечается 2 января 2022-го явное, военное цивилизационное столкновение: Запада и России, вседозволенности и традиционализма. И дреды соответствуют вседозволенности, а не традиционализму.

Да, имя, написанное латиницей, выбор имени (Шаман – входящий в исступление), дреды, чрезвычайная громкость исполнения и отсутствие знаков препинания в напечатанном тексте со вседозволенностью сходятся. Да, вседозволенность не чужда и русскому менталитету (воля). Но тогда надо было песню эту сочинять ДО ультиматума Путина. Тогда она б была против Путина и имела б шанс волновать, потому что это было б выражением подсознательного идеала удирания от крайнего разочарования (в Путине).

А так – она не волнует.

Всмотреться же в слова: выпедрёж не редок. Спасение, что слова в стихах и песнях всегда ощущаются темно.

"Пока ещё с вами мы живы” - мы это россияне, вы – донечане. Сегодняшние. "…правда за нами” - это антинацизм. Отсюда естественная ассоциация с антнацистами, нашими прадедами ("Там сверху на нас кто-то смотрит родными глазами”). Но почему ТОГДА "Они улыбались, как дети, и в небо шагали”? Грехи, что ли, отпускаются павшим за родину, и они предстают перед Богом, как дети безвинные? – Это как-то по-мусульмански, мне кажется. Ибо у православных это было лишь при изгнании патриарха в Никею – давно. А советские и вообще атеистами были.

Сомнительно слово "Пока” в соединении с последующими словами: "с нами рядом господь и истина с нами”. – Что: имеется в виду: что мы подвергаемся непрерывной эрозии в своём традиционализме? (Слово "господь” с маленькой буквы на традиционализм намекает, а не на православие? И к традиционализму относится непредательство нашей Победы, раз "Мы скажем спасибо за то, что победу нам дали”?) Но разве русские либералы – как то, во что мы перерождаемся – в массовом порядке отказываются от Победы? (В том суть сомнительности "Пока”.)

Или имеется в виду наше предательство Русской весны осенью 2014 года в этом: "За тех, кто нашёл своё небо и больше не с нами / Встанем”?

Темно. Дипломатично.

Хорошо. Но точно не очень хороша тавтологическая рифма "…на с нами / не с нами”, и плохо, что "бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами”. – Ибо где: "в груди” или "между нами”?

И потом… Сколько можно талдычить про одно и то же? И похожими словами… И даже одними и теми же "нами” (6 раз!)…

Ну, разве что эта песня для ограниченных людей.

.

Почему меня так резанула эта песня? Мало ли ерунды проскакивает под флагом моды? – Меня не оставили равнодушным слова Шамана, которыми и я пропагандирую теорию художественности по Выготскому:

"Честно признаюсь… За 15 лет я песен 200 написал… И это первая песня была, на такой тематике… Я не знаю, что меня сподвигло, но… ааа… Вообще, музыка это ж… Это голос Бога. И мы, музыканты, как… ааа… проводники. И вот что нам сверху даётся… Ну, в общем-то… мы и поём. Да? Пришло мне слово “встанем” в голову”… И я понял, что из этого может получиться очень мощная песня” (https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1450&start_record=2023-07-25-16-30).

Он описал действие подсознательного идеала (вседозволенности в данном случае). И я верю Шаману. Но он изменил этому идеалу, пока сочинял слова дальше, - изменил с собственным сознанием. Что и вызвало моё отторжение.

26 июля 2023 г.

.

Другое произведение такое.

На что, публикуя, рассчитывал предатель (раз идёт война)

Гарбузов

Сначала – как я смею вступать в спор. – Я считаю, что художественный смысл произведения неприкладного искусства есть посредством подсознательного идеала автора этого произведения выражение нюанса духа времени. А он, нюанс, – история. И мне пришлось десятки лет заниматься историей. Я что-то в ней знаю.

.

Предатель это директор института США и Канады Российской Академии наук. Он пишет:

"Ни для кого не секрет, что заряд внешнеполитического экспансионизма не покидал Россию никогда, преследуя ее на протяжении всего исторического развития…

Такая тенденция проявлялась и в годы существования раннефеодального Древнерусского государства Киевская Русь в IX–XII веках…”.

"Слово о полку Игореве” написано на исходе XII века. Оно вопиёт против раздрая среди князей. То есть воля Рюриковичей к какому-никакому объединению до того совпадала с волей восточно-славянских племён, страдающих от набегов половцев. Так как можно это всё назвать экспансионизмом? У этого ж слова негативная аура.

"…и в удельный период феодальных усобиц XII–XV веков…”.

Пусть иной князь доходил до призыва татар на помощь, чтоб подчинить себе землю соседского Рюриковича, но почему это относить на счёт России, когда это общая характеристика Средневековья? Князья – те же бандиты, только с властью. На всей планете.

"…и во времена Московского централизованного государства XV–XVIII веков…”.

А разве это не было на пользу народу тоже? Почему объединение народа надо считать экспансионизмом? – А Казанское, Астраханское и Сибирское ханства – другой же народ – татары? – Так избавлялись же от набегов. Раз. И считали ж, в общем, равными русским внутри страны. Два. Путь империи. Общая характеристика по всей планете. Зачем привязывать к России именно?

"и после образования Российской империи в 1721 году, когда евразийский континентальный экспансионизм стал фокусом нередко агрессивной внешнеполитической активности России, превратившей ее к началу XX века в самую крупную державу мира”.

Вот именно, что "нередко”. Потому что самая чистая агрессия, в Среднюю Азию, была упреждающим ходом против Англии, иначе захватившей бы Среднюю Азию сама. Нужна была естественная граница, т.е. по горам, а не по Оренбургской степи. А в Крыму и на Кавказе тоже надо было прекратить набеги и увод в рабство. Ну и спасти христиан армян и грузин от грозившего им полного вырезания. Это, если и экспансия, то с целью укрепления своего интереса. Что тоже общечеловеческое свойство. И выживают большие. Почему б не выживать таким образом, в частности, России? Лучше быть независимой, чем подчиняться. Её хвалить надо, а не упрекать. И за успешную экспансию по выходу к морям – тоже. В мире правит сила, а не что-то другое, что молчаливо подразумевает Горбунов.

"Пришедшие к власти в октябре 1917 года большевики с энтузиазмом подхватили знамя российского континентального экспансионизма. Правда, они придали ему коммунистическую окраску и глобальный масштаб”.

Так и за это хвалить надо, а не хулить. Я лично прощаю большевикам все ошибки за одно то, что они совершили величайшую в истории попытку создать царство Справедливости. Не говоря уж, что сумели сохранить страну в старшейшей в истории войне.

"…взяла на вооружение экспансионистскую идею о мировой пролетарской революции…”.

Суть не в экспансионизме, а в учреждении Справедливости после эксплуататорской эры.

"Особый революционный радикализм исходил тогда от Троцкого…”.

Нечего это вменять в вину России, ибо она сумела-таки оградить мир от этого перегиба.

"С целью организации мировой революции в 1919 году в Москве был создан ее штаб – Коминтерн…”.

Так и за это тоже надо хвалить, а не ругать, ибо цель-то была освободить мир от эксплуататоров. В интересах большинства. Ругать можно за непредвидение, что Мировой революции не будет. Причём ругать Маркса, а не Россию. Ибо – по Шубину – он почуял, что если продолжит “Капитал” на исследование поведения рабочего класса, то наткнётся на закон убывающей революционности рабочего класса по мере развития капитализма. Почуял и не стал исследовать. А все социалисты поверили в неоконченное исследование. А не только в России. В России просто сумели довести революцию до победы. Создав упоминавшийся порыв, за что вечный почёт.

"…идея эта [Мировой революции] – всего лишь пустой миф…”.

Не пустой. Не допусти Тухачевский военный просчёт – растянул коммуникации – и Польша б пала. И вся история могла б пойти не так. Ибо революция в Германии в 1923 году не кончилась бы поражением,

"В 1943 году под нажимом союзников по Антигитлеровской коалиции Коминтерн объявил о самороспуске”.

Есть и другая версия. Этим СССР хотел побудить открыть второй фронт, а политическую борьбу с капитализмом сменить подпольной.

"Одним из них [мифов] был тезис об американском империализме, захватывающем весь земной шар и препятствующем продвижению остального мира к светлому коммунистическому будущему”.

А каким надо быть слепцом, чтоб это отрицать? Разве что писать в расчёте на своих.

"…все более человечным и привлекательным для собственных граждан”.

Речь о капитализме. Это правда наполовину. Замалчиваемая половина – что получило колоссальное развитие оболванивание масс, и потому им и нравилось. – Как я могу это оболванивание доказать? – Признанием двоюродного брата, доктора математических наук, ставшего американцем до эмиграции в США, ставшего в США профессором, совершенно морально-политически переродившегося человека и ставшего думать об СССР и его идеологии то же самое, что и Гарбузов. Наиболее он издевался над гендерными преобразованиями. Косвенным доказательством оболванивания является деятельность в США двух друзей юности моей жены. Они там открыли школу обучения взрослых письму и арифметике, и годами с этого кормятся. Настолько там много совершенно безграмотных людей. И только часть из них решается этот недостаток у себя устранить. Слабым доказательством недовольства жизнью при капитализме является заявление одной давней русской эмигрантки во Францию, что она не может себе позволить купить по интернету мою книгу, которую издатель продаёт за 25 долларов (стоимость двух ужинов).

Как этого не знает Гарбузов? – Думаю, знает, но притворяется, что не знает.

"Сегодня на волне антизападных настроений в атмосфере псевдопатриотического безумства…”.

Я не уверен, что оно псевдо- и что безумство. Это общее свойство народов. Ещё Пушкин в виду закрытия Турцией пролива Босфор и начавшейся русско-турецкой войной 1828-1829 писал в стихотворении о Николае I: "Россию вдруг он оживил / Войной…”. То же было и с последующими русско-турецкими войнами, и в 1914-м.

"…охватившего регулярно слушающее “старые песни о главном” население России…”.

Тон – отрицательный, а объективно это позитивность:

“Идея "Старых песен" принадлежала телеведущим Леониду Парфенову и Константину Эрнсту. В 1993 году они готовили спецвыпуск программы "Портрет на фоне", посвященный Алле Пугачевой, и заметили, что публика на концертах неожиданно тепло принимает несвойственный певице репертуар — старые застольные песни и шлягеры из кино. Особенно их поразил успех "На тот большак, на перекресток" Клавдии Шульженко… После нескольких лет непрестанных разоблачений, осуждений и проклятий в адрес Советского Союза на фоне падающего уровня жизни примиряющий голос "Старых песен" оказывал терапевтический эффект или, во всяком случае, не усиливал чувство вины” (https://tass.ru/opinions/10369671). Ибо народ осознал обман себя либералами. Что либералам, естественно, не нравится, и они описывают реакцию как можно более плохими словами.

"В условиях ползучей реставрации сталинизма их [политических телевизионных ток-шоу] усилиями внедряются новые догмы – о кризисе глобализации и всего “англо-саксонского” мира”.

А разве нет повального перехода международной торговли не в долларах США, а в национальных валютах? Или ограбление со стороны США Европы взрывом “Северных потоков”. Это ж значит, что больше не осталось метропольному капитализму кого грабить. А инклюзивный капитализм Шваба (гарантированный скромный доход всем) как грабёж среднего класса, разве не предвестие конца капитализма?

"…о новой антиколониальной революции…”.

А вот на днях изгнание Франции из Нигера и Габона это что?

"…об утрате американского доминирования, о великой мировой антиамериканской революции”.

А разве не удрали США из Афганистана? Не провалились в Сирии? И не потянулись разве страны в БРИКС?

По числовым данным о США Гарбузова подозревают просто во вранье.

"Любые попытки сколачивания новой антиамериканской коалиции в глобальных масштабах (упорно предпринимаемые сегодня российскими властями…)”.

По-моему, это наглое враньё. Договариваются лишь ради взаимной выгоды. Как факт – терпение антироссийских черт в политике стран ЕАЭС. Сколько хотите сотрудничать в экономике, столько и сотрудничаем. Не хотите признавать Абхазию, Ю. Осетию и Крым – не признавайте.

"Китай идет аналогичным американскому путем”.

Не правда. Он военных баз не ставит.

"То, что у России сегодня наблюдается ярко выраженный постимперский синдром, – скорее трагическая закономерность, нежели историческая аномалия”

По-моему, применять слово “империя” в обычном смысле к России вообще нельзя: она подавляет подчинённые ей народы, кроме русских, лишь культурно, ибо слишком уж огромна русская культура.

"…эклектична. Судите сами: программа (скорее набор установок) основана на смешении идей евразийства, “русского мира”, на агрессивном антиамериканизме, противоборстве с однополярным миром и “загнивающим” Западом в целом”.

А по-моему органична. Посмотреть хотя бы на популярность российских флагов в Африке.

"Что же касается консерватизма, который так полюбился нынешним российским властям, то он не так однозначен. Единого, вневременного и универсального консерватизма в мире не существует”.

А никто и не абсолютизирует консерватизм. Смотрите, какая нацеленность на науку.

"[Россия] все еще обладает сильным экспансионистским зарядом и пока так и не раскрывшейся амбицией глобального геополитического воздействия”.

Это не экспансионистский заряд, а простая забота о независимости при наличии тенденции – особенно сейчас – её раз и навсегда стереть с лица планеты, утратив надежду 90-х годов, что она сама исчезнет.

"(ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС), формируя тем самым собственные геополитические поля и пространства”.

Ложь. Не собственные (как у США), а на принципах взаимной выгоды.

"Россия претендует сегодня на роль лидера “глобального большинства””.

Это правда. Но это и хорошо, а не плохо.

"Цель всего этого вполне очевидна… сохранение собственности и политического режима нынешней правящей элитой и интегрированным с ней олигархатом”.

А я сомневаюсь. Но это – о будущем, а доказать его нельзя.

"В условиях информационного века, замещая реалии иллюзиями, Россия словно застыла в прошлом, все еще уповая на царя-батюшку или иную твердую руку верховной власти, пытаясь при этом безуспешно вернуть себе былое величие, утраченные владения и мировое влияние”.

Тут всё неправда. В манипулировании массами Россия крайне отсталая. Как факт – воздаяние большинством народа должного Советскому Союзу и Сталину капиталистическая власть не сумела предотвратить. И совсем не безуспешно возвращение мирового влияния. Достаточно посмотреть, сколько стран Африки прислало своих представителей в Россию в этом году.

""Отечество” и “Ваше превосходительство”. Слова, сказанные великим писателем в эпоху царизма, актуальны и сегодня”.

В этом традиционализм и историческая мудрость народа, вместе с властью сумевших 500 лет сохранять независимость.

"Стыдно, господа, и унизительно!”.

Наоборот! Гордо и возвышающе.

3 августа 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано без ограничений доступа по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/1818.html#1818

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)