Сезанн. Каштаны и ферма в Жа де Буффан. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Сезанн. Каштаны и ферма в Жа де Буффан.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

О-за-дачен

Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что искусствоведы баламуты в большинстве своём и нам просто врут (а я смелый и открываю глаза на голость короля). Как вдруг я натыкаюсь на такую фразу:

"…последующее развитие живописи (начиная с Сезанна) во многом знаменует возврат к принципам обратной перспективы (суммирование зрительного впечатления)” (Б.А. Успенский).

Как это соединить с крайним индивидуализмом, который расцвёл от непрекращающихся поражений революций в Западной Европе в XIX веке, - расцвёл до степени отрицания всего Этого мира с его законами (коррелирующими с обществизмом и Порядком)? Или иномирие как раз и есть иной Порядок, чем был (в Этом мире)? И, раз Порядок, то вот налицо суммирование?!. А?

Есть, оказывается, и другие слова, выражающие иномирие: "изображения “по представлению” [не то, что с натуры срисовано]… “внутреннюю дистанцию для созерцания, некую отстраненность и обобщенность видения”” (Максим Тавьев. https://classic-art-ru.livejournal.com/1042.html).

Хорошо б это проиллюстрировать…

Сезанн. Каштаны и ферма в Жа де Буффан. 1985-87.

"…элементы пространственного целого <…> выделяются в самостоятельные, обособляющиеся в нашем восприятии эпизоды” (Там же).

Одно – передний план, другое – объединённая крона деревьев второго плана, третье – уходящая вглубь ограда, четвёртое – далёкие деревья, пятое – дома, шестое – небо.

Первое "сверху достаточно определенно очерчивается непрерывной линией изменчивого цветового контраста” (Там же). Тёмно-сине-зелёное контрастирует с красным слева, зелёное с красным контрастирует в центре, тёмно-синее контрастирует с бледно-зелёным справа.

Обособленность кроны обеспечена её темнотой, контрастирующей с более светлым со всех сторон кроны: желтизной, наверно, дома – слева внизу, желтизной дома – в центре внизу, бело-синим небом – справа.

Ограда обособлена снизу контрастом с коричневой тенью от ограды, сверху – контрастом с жёлтым домом.

Далёкие деревья обособлены контрастом с желтым домом внизу и с голубым небом вверху.

Дома тоже кругом обособлены контрастами.

И небо – тоже.

Фрагменты "несут в себе некие самостоятельные пространственные ощущения и при этом явно сопоставляются друг с другом… предоставит зрителю разнообразие точек зрения” (Там же).

Кроме того, всё обособленное объединено времённо, так сказать.

"…одно из уникальных качеств живописи состоит в том, что фактор времени здесь освобождается от своей извечной последовательности, и в картине его течение замыкается в обозримое целое” (Там же).

Вот мне и суммирование…

Так утончённо, что ой. Никакое не корёжение.

То есть корёжение, конечно, но к которому "теряется интерес” (Успенский).

Пропали все мои открытия корёжения как образа выражающего принципиально недостижимое метафизическое иномирие, только тем и хороший образ, что образ это всё же некая достижимость.

С этим поражением как-то надо научиться жить…

*

А нельзя ли как-то спастись? Например, с привлечением подсознательного идеала.

Известно, что Сезанн подкладывал монетки под некоторые предметы натюрмортов.

Сезанн. Натюрморт с драпировкой. Ок. 1895.

Например, вот здесь под большую тарелку явно что-то подложено – она видна с точки зрения более высокой, чем кувшин, судя по большей вытянутости овала кувшина. То есть налицо осознаваемое желание получить разные точки зрения, чтоб было из чего получить "суммирование зрительного впечатления”, какого нет в прямой перспективе, и чего он, не учёный живописи, и фактически в жизни не видит (из-за бинокулярности зрения). Учили б прямой перспективе – у него б нормой она стала. Не было б позитивное стремление к истине в виде обратной перспективы. Позитивное и осознаваемое – коррелируют. Но! Есть же в жизни и негативное! И его отрицание вполне может быть не данным сознанию, быть подсознательным идеалом иномирия. (Тогда то, что я назвал иномирием выше и что связано с осознавааемостью, надо и называть другим словом – например, другомирием.)

И вот иномирие прорывается вопреки сознанию и – см. красную линию – край столешницы, продолженный прямою слева, из-под салфетки выныривает не продолжением этой прямой, а выше. И ваше сознание этого не замечает. Можно думать, что сознание Сезанна – тоже, хоть исполняла ЕГО рука. Она была не вольна сделать верно, что и есть след подсознательного идеала, явно негативного по отношению и к Этому миру, и к другомирию.

И – я спасся!

Теперь можно вернуться к первой репродукции

и увидеть, что и там (если предположить параллельность построек друг другу: дома, двух заборов) есть отрицающее иномирие наряду с созидающим другомирием.

4 мая 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/ozadachen-6272e133d5f97c1958110050?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)