Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Серов. Портрет балерины Т.П. Карсавиной. Афиша “Русского сезона”.

Художественный смысл.

Хвала абы какой жизни.

 

И кто я такой после этого?

 

""Натягивать сову на глобус” — это крылатая фраза. У неё есть несколько значений:

1 — Подтасовывать факты, делать неоправданные утверждения.

2 — Делать трудновыполнимые, практически невозможные вещи”.

Быстрый ответ на Яндексе

Мучаясь, о чём написать, я открыл книгу о Дягилеве, когда-то подтолкнувшую меня к написанию не одной статьи. Книга открылась на серовском портрете Карсавиной.

Серов. Портрет балерины Т.П. Карсавиной. 1909.

А у меня есть заимствованная догма, что каждый стиль имеет идеостиль, который можно выразить формулообразно. Например, стиль Высокого Возрождения (и с ним достигнут консенсус) имеет формулу такую: гармония низкого и высокого. Так импрессионизму я придумал такую формулу: хвала абы какой жизни. Ну не то, чтоб я буквально придумал. Нет. Получилось ею объяснить несчётное число деталей огромного количества произведений импрессионизма. Формула во мне проросла. И так же естественно получилось, что ею можно объяснить большое число произведений Серова. Не все. Были у него и срывы. Но.

А как можно вот этот портрет подвести под ту же формулу?

Простейший способ найти ответ – читать интернет, имея в виду этот вот вопрос.

И вот, в одном месте я читаю:

"…создается ощущение воздушности и невесомости, которое немного утяжеляет задумчивое, возможно, усталое выражение лица и взгляд в пол” (https://dzen.ru/a/XsunQIqw1GUQak6c).

Готово! Это утяжеление и будет абы какой жизнью. А лёгкие штрихи будут хвалой.

Где-то прочёл, что, в отличие от других балерин, эта была интеллектуалкой. То есть, думаю, была способна задуматься о смысле жизни. – Спросил интернет о её несчастье – наткнулся:

"Первый брак Тамары был типичным мезальянсом. Муж – небогатый дворянин – не был препятствием для романов своей знаменитой супруги” (https://dzen.ru/a/XJ8e7U_GMgCzQa8g).

Гуляла… А у глубокой натуры это не могло не приводить к тяжёлым мыслям.

Вот то Серов в ней и прозрел. Они ж человековеды* – художники большие.

2 февраля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y9y_qqyUfQtLyfb1

*- Хорошо, с Карсавиной вышло. А с Анной Павловой?

- Тоже должно выйти.

Серов. Афиша “Русского сезона”. 1909.

Находим в интернете что-нибудь негативное об Анне Павловой:

"Личная жизнь балерины складывалась непросто. Впрочем, Анна Павлова считает это естественным:

“Теперь я хочу ответить на свой часто задаваемый вопрос: почему я не выхожу замуж. Ответ очень простой. Настоящая артистка, как и монахиня, не имеет права вести ту жизнь, которую хочет большинство женщин. Ее нельзя обременять заботами о семье и хозяйстве, и не следует требовать от нее мирской жизни, семейного счастья, которое дано большинству” (Гуглоперевод. https://gigafox.ru/bg/oslozhneniya-pri-beremennosti/zhizn-i-tvorchestvo-anny-pavlovoi-anna-pavlova-biografiya-russkoi/ ).

Готово. Это и будет абы какая жизнь. И выражено это фиолетовой мрякой фона на афише. В интернете есть другие репродукции, с другими тонами, но только на этой есть подпись Валентина Серова: ВС 909.

Ну а радость выражена всем остальным: изящными линиями, парящими, истаивающими.

3.02.2023.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)