Семёнов Арс. Картины. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Семёнов Арс. Картины.

Художественный смысл.

Непритязательность как русскость.

 

Рабочий муравей

Это я о себе. Стал читать о новом для меня художнике, Арсении Семёнове, и как-то ударили по сознанию слова: “Ленинградская школа живописи”. Даже расшифровка дана. А я подумал, насколько же я мелок, что мои интересы (и умения) на выходят дальше определения подсознательного идеала, каким художник был вдохновлён при создании произведения имярек. Но от ви`дения акцента на декоративности википедиевской репродукции

Семёнов. В Старой Ладоге. 1964.

у меня ничего в уме не забрезжило. А вот от чтения о характерности Ленинградской школы живописи забрезжило… И это не иначе как именно подсознательный идеал, ибо он сложный. У Кропоткина что-то такое можно было вычитать, но вряд ли Кропоткина в той школе читали. Скорее нутром чуяли. Что объявленная Хрущёаым 3 года назад перспектива построения коммунизма к 1980 году есть ерунда не только по сроку, но и по сути:

"…превышение экономического уровня наиболее развитых капиталистических стран, первое место по производству продукции на душу населения, самый высокий в мире жизненный уровень народа и условия для достижения изобилия материальных и культурных благ” (Википедия).

Ибо это – потребительство. А оно душепротивно менталитету русского народа. Для которого лучше самоограничение (помня о вековых невзгодах). И естественно выражается лаконизмом декоративизма.

В 1964-м ещё только через 4 года возникнет Римский клуб и пройдёт ещё 4 года, когда Медоуз этому клубу доложит, что грядёт смерть человечества от "изобилия материальных благ”. А Семёнов это как-то учуял и начал свою борьбу против советской власти, что сознанию его дано, конечно, не было.

Показать, из какого текста я это вывел?

"Представители этой школы в своих работах ориентировались на тематику, одобренную советской идеологией. Это – городские и сельские пейзажи, стройки, портретная живопись, натюрморты… Можно сказать, что она [школа] стремится отображать жизнь как таковую, ориентируется на объективные “факты” жизни. Но, при этом, сама манера изображения этой жизни на полотнах художников Ленинградской школы порой очень далека от реалистических стандартов. – Резкий, грубый мазок, нечёткие контуры, схематичность, цвета, порой наплывающие друг на друга, - все эти черты объединяют “творческий метод” этой школы не столько с художественными методами реализма и соцреализма, сколько – с традициями первого русского авангарда и, особенно, экспрессионизма. – Признав приоритет идеологии в вопросах определения содержания живописи, Ленинградская школа разработала свои, не реалистические по сути, весьма оригинальные методы изображения. По сути, под вывеской “школа советской живописи” возникло авангардистское художественное сообщество” (https://doctalovtyz.livejournal.com/1535103.html).

Ничего себе авангардное, когда, наоборот, зовёт чуть не вон от материального прогресса.

На самом деле это такой прогресс, ибо таким будет коммунизм – не труд, как первая потребность (трудиться будут роботы и искусственный интеллект), а жизнь в неприкладном искусстве как в наиболее утончённом. Саморазвитие. Но так далеко в 1964 году ещё невозможно было чуять.

А сегодня ментальная недостижительность (как уничижительно называют это свойство либералы) русского народа должна б породить всемирную любовь к русским, являющимся маяком для дальнейшей жизни человечества. Но. Смертельная схватка с Потребительством, наоборот, породила на Западе волну русофобии. – Клаус Шваб придумал другой путь спасения человечества от смерти из-за перепроизводства. Понизить потребление масс, обеспечив им очень приличный уровень потребления путём выплачивания гарантированного дохода. И мейнстримные СМИ пусть выдадут это за равенство (инклюзивный капитализм), оболванив массы до состояния незаинтересованности ничем, кроме лично своего ниже пояса – горохизацией общества (государств не будет, никаких больших общностей, даже таких, как мужчины и женщины). Что обеспечит одной из горошин сохранять главный признак капитализма: контрастное общество. Правящая мировая элита, правящая элита будет секретно потреблять намного больше, чем масса. Для успеха этой затеи надо, да, Россию уничтожить. Потому пусть уходящий с мировой арены либерализм, погибая, унесёт в небытие и Россию.

Так что традиционализм Семёнова приобрёл теперь актуальность как спаситель русскости. Недостижительности. Чуть не бедности. Непрогрессивности материальной. Всяческого авось. Серости, не побоюсь сказать. Непритязательности. И т.д. и т.п.*

После этого уже можно не заниматься анализированием произведений Семёнова. Вся глубина становится прозрачно ясной до дна со скоростью смотрения на репродукцию, так что дух захватывает вся эта, казалось бы, халатность.

Семёнов. Три девушки. 1958.

Семёнов. Улочка во Пскове. 1958.

Семёнов. Ялта. 1958.

Семёнов. В излучине реки Пскова. 1959.

Семёнов. Весенний день. 1959.

Семёнов. За водой. 1959.

Семёнов. Весна. Наводнение. 1960.

Каждый год слушаешь в новостях, как тонет и горит чуть не вся Россия, возмущаешься поджигателями травы и не строительством плотин… А, может, и не надо возмущаться?.. Народ перестанет быть народом героев, если станет жить без борьбы.

Семёнов. Ленинградский мотив. 1960.

Семёнов. Ленинградский этюд. 1960.

Семёнов. На верфи. 1960.

Семёнов. Пейзаж с рекой. 1960.

Семёнов. Подмосковье. 1960.

Семёнов. Псков. 1960.

Семёнов. Старый Псков. 1960.

Семёнов. Баржа у причала. 1961.

Семёнов. В парке. 1961.

Семёнов. Кировский проспект. 1961.

Семёнов. Михайловский парк. 1961.

Семёнов. Волхов. 1962.

Я давно не испытывал такого неожиданного счастья от, - казалось бы! - мазни.

15 мая 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/rabochii-muravei-6280e5fa6f117970eff6d9b5

*- Негативность некая традиционализма, да, выявлена всяким искажением натуроподобия. Но неужели нет чего-то, выражающего традиционализм позитивно?

- Есть. Выражение ценности малого коллектива, вызывая у зрителя "ощущение собственного присутствия [такими приёмами:] мало места для неба… часто обрезаны кроны деревьев, скаты крыш, памятники, купола церквей” (https://www.academia.edu/39710224/%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%95_%D0%98%D0%A1%D0%9A%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E%D0%97%D0%9D%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95_NEW_ART_STUDIES?email_work_card=view-paper). Совсем почти неба нет в картинах: “В парке”, “Пейзаж с рекой”, “Ленинградский мотив”, “Три девушки”. Срезанность объектов сверху есть в картинах: “Весенний день”, “Весна. Наводнение”, “Ленинградский мотив”, “Ленинградский этюд”, “Пейзаж с рекой”, “Псков”, “В парке”, “Кировский проспект”, “Михайловский парк”.

15.05.2022.