Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Самохвалов. Головомойка. Работница табачной фабрики.

Художественный смысл.

Гармония высокого и низкого.

 

Инерция.

Великая Октябрьская революция имела свою инерцию. В 1922-23 годах уже можно было видеть, что Мировой Революции не будет (ради чего имела смысл революция в России – как запал Мировой). Но – инерция!..

Это я вывел для себя, перечитав своё же о Петрове-Водкине. А о том я стал читать из-за таких слов:

"Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).

Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества” (Википедия).

Новый мир должен был быть, - представлялось, - каким-то из ряда вон выходящим (отсюда – сферическая перспектива), а в то же время крепко усвоено, что не надо чересчур залетать (бытовое мытьё головы в тазу и непрезентабельные краски). – Это я о дипломной работе Самохвалова.

Самохвалов. Головомойка. 1922-1923. Холст, масло, темпера.

Вот и получаются противочувствия, столкновения которых дают что? – Гармонию низкого и высокого. Вопреки очевидной несграбности изображения. Казалось бы, запрещающей видеть тут аналог того же типа идеала, что и в Высокое Возрождение, с его иллюзорностью зеркала. – Но что поделать, если принцип требует. Благо, есть понятие не только стиля, но и идеостиля. Стили, да, разные, но идеостиль один и тот же.

28 лет человеку. Вроде, приличный возраст. Мог бы уже не быть вовлечённым в инерцию здорово опростоволосившейся за 5 лет революции… С другой стороны, и через 100 лет у некоторвх инерция ещё сохраняется.

Но. Сомнительно, сомнительно. Сферическую перспективу – просто позаимствовал у Петрова-Водкина… Очень похоже не на творчество, а на иллюстрацию уже известного.

Разве что оправдывает неясность, какой же он – новый мир, и очень уж он желанен…

Но тогда он оппозиционер власти, которой всё ясно: "построение экономической базы социализма” (http://artpoisk.info/article/obraz_molodosti_v_zhivopisi_aleksandra_samohvalova/).

Или всё же не оппозиционер? Базу-то базу, но это строительство было ж связано с политической духовностью. Со-ци-ализм же строим! – Надо взять и ввернуть в свою живопись духовность древних "фресок в церквах Болотова поля и Ковалева” (Там же).

"…роспись эта была закончена перед Куликовской битвой. Надо сказать, что вот это какое-то, как предчувствие подъёма в какой-то мере отразилось и на этих росписях. Тут вся северная часть храма, нижний ярус занимают изображения воинов… юный воин наиболее известен по публикациям довоенным. Это лик воина, но сколько в нём чистоты и благородства. Нет в нём такой вот зверской воинственности совершенно. Да, он решительный, он безусловно может на бой пойти, всё. Но всё равно. Вот эта вот юность в нём. Насколько она в нём выражена ярко” (https://www.youtube.com/watch?time_continue=1007&v=bojVq3dE1s8&feature=emb_logo).

А Самохвалова впечатлило, кроме психологии, нечто: "При мягко выявленном объеме фигуры живопись в целом остается плоскостно-локальной, лишенной каких-либо элементов иллюзорности, но в то же время конкретной и реально-предметной” (http://artpoisk.info/article/obraz_molodosti_v_zhivopisi_aleksandra_samohvalova/).

Опять заимствование: плоскостное + реально-предметное = предчувствие подъёма страны.

Самохвалов. Работница табачной фабрики. 1928. Холст, масло.

То плевать, что девушка чуть ли не карикатурная дурнушка. А такие низы и строят социализм не просто экономически (очень сомнительна нужность социализму табака), а духовно (энтузиастка, наверно {красный платок}, граждански активная). – Не на мещанский вкус.

Леонардо да Винчи тоже не зря, наверно, для своего шедевра шедевров, “Джоконды”, выбрал о-очень далёкую от красоты женщину… Ему нужно было, чтоб зритель, подумав на секунду, что Джоконда живая, смутился её прозорливости относительно того, что он, зритель, успел подумать о ней. Если б она была красавица, зрителя б несло сладострастие и только. А подсознанию Леонардо нужно было зрителю протелепать в душу Гармонию.

Не зря и эта табачница о-очень аппетитна где-то.

Не случайно и то, как я узнал об этой репродукции. Мне её прислал один, и спросил: “Как тебе барышня ?))…”.

А это мещаннейший человек. Ясно, что он насмехается над персонажем Самохвалова, да и над ним самим. Даже не подозревая, насколько он оказался правым в своём мещанском неприятии автора, охваченного в 20-х годах бодростью предчувствия скорого наступления всеобщего счастья-по-новому.

Ему не известно, что для искусства не имеет значения жизненная правота автора. Леонардо тоже дожил до краха Высокого Возрождения (см. тут). Это не отрицает ценности его “Джоконды”. Которая, ценность, по-моему, состоит в том, что идеал Гармонии был не осознаваемым, а подсознательным идеалом Леонардо. Сознательно иллюзорно живую Джоконду он нарисовал во имя истины, а не для того, чтоб она смущала морально грязных зрителей, каковыми славился тот век освобождения от нравственных оков веры, освобождения под руководством безнравственной Церкви (аж религиозную войну начали протестанты из-за безнравственности католической церкви).

Вот только как убедиться, что Самохвалов подсознательно нарисовал свою работницу по наитию, разгадываемую мною как плоскостное + аппетитная пухлость = предчувствие подъёма страны?

Неужели подсознание моего адресанта почуяло подсознательный идеал (даёшь гармонию социализма!) Самохвалова?

2 декабря 2019 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/ruzhizn/solomon-volojin-inerciia-5dea530a1febd40bebfdc817

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)