Рыжий. Благодарю за всё… Два ангела. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Рыжий. Благодарю за всё… Два ангела.

Художественный смысл

Раньше всех догадался, что человечеству конец.

 

Господи-Боже! Что со мной?

Почему я плачу?

Я подчеркну строчку, на которой на меня вдруг нашло:

   
 

Благодарю за всё. За тишину.

За свет звезды, что спорит с темнотою.

Благодарю за сына, за жену.

За музыку блатную за стеною.

За то благодарю, что скверный гость,

я всё-таки довольно сносно встречен -

и для плаща в прихожей вбили гвоздь,

и целый мир взвалили мне на плечи.

Благодарю за детские стихи.

Не за вниманье вовсе, за терпенье.

За осень. За ненастье. За грехи.

За неземное это сожаленье.

За бога и за ангелов его.

За то, что сердце верит, разум знает.

Благодарю за то, что ничего

подобного на свете не бывает.

За всё, за всё. За то, что не могу,

чужое горе помня, жить красиво.

Я перед жизнью в тягостном долгу,

и только смерть щедра и молчалива.

За всё, за всё. За мутную зарю.

За хлеб. За соль. Тепло родного крова.

За то, что я вас всех благодарю,

за то, что вы не слышите ни слова.

Март 1996

А потом я, хаотически, наткнулся на такое:

Два ангела

   
 

...Мне нравятся детские сказки,

фонарики, горки, салазки,

значки, золотинки, хлопушки,

баранки, конфеты, игрушки,

...больные ангиной недели

чтоб кто-то сидел на постели

и не отпускал мою руку

– навеки – на адскую муку.

1996

Идиотское положение: я должен задушить память о своей эмоции и начать анализировать (если удастся). Чтоб потом синтезировать: зачем это сочинено. Хуже того – под каким наитием, каким подсознательным идеалом движимо. (Муть какая-то!)

 

Вот мой опыт говорит, что в первом случае сработал опыт: столкновение э противоречий произошло. Не бывающим-то вдруг названо безусловно бывалое! – Что небывалого в тишине, в звёздах и т.д.? Даже бог и ангелы совершенно ж нормальное явление для верующих, которые наверное же есть на свете. Даже и противоречие: "сердце верит, разум знает”, - мне, по крайней мере, не представляется немыслимым. Я знаю женщину, которая была атеисткой, потом верующей, потом опять отказалась от веры. Наверно, мыслимо представить момент, когда она и верила и не верила. – Про Ньютона известно, что, хоть он и объяснил, почему происходят все механические движения в мире: по инерции или от силы. Но он же и вполне верующим в Бога был. Про физиолога Павлова то же известно. – Строго говоря, всё – таково: не вполне постижимо. Движение… Что-то тут есть и – его тут нету!

Пусть мне ясен механизм (катарсис от столкновения противочувствий по Выготскому) того, как произошли мои слёзы.

Но что сказано противоречием подчёркнутого? В чём содержание катарсиса?

 

Ясно, что психологическая причина персонажа – одиночество.

Ну да, организменная жизнь такова: чем уровень организма выше, тем больше он ощущает свою неповторимость, исключительность…

Басинский увидел аналогию в Рубцове. – Тот был реалист: раньше всех догадался, что человечеству конец. Впечатлило его появление ядерного оружия. – А что впечатлило Рыжего? Перспектива гибели человечества от перепотребления? В самом же деле: "вы не слышите ни слова”.

А почему лирическое “я” не обижается, а благодарит?

Потому что он уже воображением ТАМ: вне жизни? – В открытии о социуме, до которого ещё никто не догадался… Хоть такая радость, что всех опередил…

Что Рубцов оказался вот уж полвека как не прав, ничего не значит. Субъективно-то он был прав. Когда другие жили беспечно, он понимал, на какой зыбкости эта беспечность стоит. То же и со всемирной экологической катастрофой… Человечество ведёт себя, как милое дитя. О том, вроде, второе стихотворение. И знать такое – действительно, это быть обречённым "на адскую муку”.

Но то ли с Рыжим? Рубцов всё-таки не самоубийством кончил.

 

"Рыжий попытался вернуть русскому стиху музыку – и был полон этой музыкой, и только она, а никак не бедное и бледное содержание, составляет главную прелесть его стихов” (Дм. Быков. https://поэтика.рф/%d0%bf%d0%be%d1%8d%d1%82%d1%8b/%d1%80%d1%8b%d0%b6%d0%b8%d0%b9/%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%bd%d0%be%d0%b5/2/%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82-%d1%87%d0%b5%d1%82%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%82%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d1%8b%d0%b6%d0%b8%d0%b9-%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b9-%d0%b1%d1%8b%d0%ba%d0%be%d0%b2).

Быкова надо проверять…Ни одного примера музыкальности он не дал.

Для музыкальности характерно "предпочтение отдаваемое <…> рифмам грамматически однородным, суффиксальным и флексивным, как звуковым по преимуществу" (Жирмунский. Рифма, её история и теория. Петроград, 1923. С. 40). Флексия – изменяющаяся при склонении или спряжении часть слова.

Смотрим флексивные:

тишину: жену, темнотою: стеною. И т.д. Точно.

Исключения есть?

встречен: плечи, его: ничего, могу: долгу, зарю: благодарю. 4 случая из 12. – Мало. Верно.

Зато суффиксальных только одна рифма – терпенье: сожаленье.

И вот монотонии ударных гласных в рифмах нету: только о – 8, у, е и и – по 4, а и ю – по 2.

Внутренних рифм тоже нет.

Но почти все женские рифмы (с гласной после ударения) – точные: точно повторены после ударения: ою: ою, ечен: ечи, енье: енье, ает: ает, иво: ива, ова: ова.

Музыкальность, в общем, сомнительна (как почти всё у безответственного Быкова).

 

Главное – в каждой строчке по 3 сильных ударения:

   
 

Благодарю за всё. За тишину.

За свет звезды, что спорит с темнотою.

Благодарю за сына, за жену.

За музыку блатную за стеною.

За то благодарю, что скверный гость,

я всё-таки довольно сносно встречен -

и для плаща в прихожей вбили гвоздь,

и целый мир взвалили мне на плечи.

Благодарю за детские стихи.

Не за вниманье вовсе, за терпенье.

За осень. За ненастье. За грехи.

За неземное это сожаленье.

За бога и за ангелов его.

За то, что сердце верит, разум знает.

Благодарю за то, что ничего

подобного на свете не бывает.

За всё, за всё. За то, что не могу,

чужое горе помня, жить красиво.

Я перед жизнью в тягостном долгу,

и только смерть щедра и молчалива.

За всё, за всё. За мутную зарю.

За хлеб. За соль. Тепло родного крова.

За то, что я вас всех благодарю,

за то, что вы не слышите ни слова.

   
 

...Мне нравятся детские сказки,

фонарики, горки, салазки,

значки, золотинки, хлопушки,

баранки, конфеты, игрушки,

...больные ангиной недели

чтоб кто-то сидел на постели

и не отпускал мою руку

– навеки – на адскую муку.

Это похоже на как бы возвращение тонического стиха, как бы революционного, как бы маяковского.

"В тонической системе ритм основан на количестве ударений "от рифмы до рифмы", то есть в пределах одной строки” (Минералов).

Только в 20-е годы была инерция великой революции, а теперь – великая контрреволюция. И теперь-то эпоха Потребления человечество таки погубит.

А образ какой неожиданный: изобилие игрушек – это ад… Естественно, что такое окружение решительно неспособно услышать. – Впечатление, что свою благодарность "За всё, за всё” он сделал похожим на лермонтовскую “Благодарность”:

   
 

За всё, за всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слёз, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За всё, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я ещё благодарил.

1840

Лермонтова родило поражение декабристов и николаевская реакция, а Бориса Рыжего – поражение коммунистической идеи и реставрация капитализма в СССР. Только Лермонтова обстоятельства не сломили – он представитель идеала сверхисторического оптимизма насчёт ЧЕГО-ТО, благого для всех. А Борис Рыжий – мудр, а не несгибаем: просто всем нам – конец. Сердце верит, разум знает.

 

С этой своей идеей-фикс хлопоты: как уверить хоть себя самого, что тут у Бориса Рыжего замешано подсознание?

Мой изворотливый ум тут же, как получил задание, даёт ответ: самоубийство его. Пока он не осознавал, чем движимо его творчество, он жил. Такое не могло длиться долго. Он, наконец, понял. Ужаснулся. И жить дальше не захотел. Тем паче, что после осознавания стихи естественно писаться не могут. Только самоповторение. Творческая смерть. – Зачем при этом присутствовать?

25 мая 2019 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6302.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)