Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Родионов. В электричке.

Художественный смысл.

Автор хочет вырваться из ненормальности бегством вперед, через как бы еще большую ненормальность в нормальность.

Небезнадежно?

Нет, ребята, все не так!

Все не так, ребята!

В. Высоцкий

Попробуем разобраться…

Лотман пишет: "Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. В поэзии дело обстоит иначе — самый ее строй информативен и все время должен ощущаться как неавтоматический".

Теперь начнем читать Родионова [ http://topos.ru/article/179 ].

В ЭЛЕКТРИЧКЕ

В электричке - капли на оконном стекле,

Пассажиры заняты транспортным флиртом,

Вверх ногами висит на стене

Реклама борьбы со спиртом.

Тут кроме "правильности" рифмы "флиртом - спиртом", похоже, все-все есть нарушение ожидания поэтичности. От длины стиха до редкостной в быту замены водки спиртом и потому невероятности агитации против именно его – вместе с неподходящестью самого слова "реклама" (ассоциирующегося скорее с продажей алкоголя, чем наоборот). Вместе с неуместностью самого названия сборника - "Нормальные люди".

Не нормальность тут воспеваются. Но с таким насыщенным нарушением нормальности строя говорения, что, кажется, автор хочет вырваться из ненормальности бегством вперед, через как бы еще большую ненормальность в нормальность.

Он сел напротив меня,

Трехголовый, я сразу понял, что свой.

Из сказочного леса на три дня

Прилетел погулять выходной.

Лечение подобным. Как гомеопатия. Как опохмелка.

Или нет. Там же помалу принимают. Терпеливо. Долго. А тут – не зарвемся, так прорвемся. Похоже, ва-банк пошел человек.

Первых два стиха (по 12 слогов) задают одну инерцию. Вторые (9 и 8 слогов) в четверостишии ее нарушают. Общая картина до пробельной строки со слогами такая:

12

12

9

8

7

11

10

9

9

7

15

10

7

9

10

10

13

11

11

12

11

13

12

16

12

11

18

9

12

11

10

15

Хаос. Но надцать слогов все же, в общем, выдерживается. – Есть надежда, что прорвемся…

Не будем занудами с проверкой. То же и со всеми другими поэтическими уровнями.

Я, зацикленный на признаке художественности по Выготскому, поначалу было думал, что это обычное "в лоб" - а потому-де нехудожественное – выступление представителя богемы во имя утверждения индивидуалистического идеала вседозволенности, созвучного российской эпохе реставрации капитализма. Но, оказалось, нет. – Тут наоборот. Всенародный позыв вырваться из того дерьма, куда страна вступила. Бегство – вперед. Как в атаку на врага, поливающего наступающих огнем.

Финал "В электричке" симптоматичный:

Да так ли это важно - то, что было когда-то,

Капли продолжали стучать и стучать за окном,

Выхожу, а на вокзале везде плакаты:

"Добро пожаловать в Москву!" - и лопата с говном.

Горечь. Горечь, когда ж кончится это противоречие!..

А раз горечь – все небезнадежно.

22 мая 2006 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.topos.ru/article/4694 (прокрутить немного)

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)