Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Репин. Отдых.

Художественный смысл.

Он совершенно морально холоден к изображаемому. Отсюда и эта замотанность, и некрасивость, и натруженная рука. Мало, что жена живёт, старается жить, его интересами. Всё вместе – итогово плохо.

 

Подсознательное предвидение разрыва.

Согласитесь ли вы, что это НЕ красивая рука? Если думать о женской руке…

С набрякшими жилами. С посинениями, и даже зелёные оттенки встречаются (если можно доверять интенрет-репродукции). Бледная рука. Женщина не бывает на солнце. – Признаюсь, я начитан уже, какая была трудяга жена Репина Вера… В физическом смысле трудяга. И с предвзятостью приступил к картине "Отдых".

Репин. Отдых. 1882.

Написано через 10 лет после брака. С семнадцатилетней. Брак, может, и вынужденный (11 февраля свадьба, дочь родилась в октябре).

"И. Я. Гинцбург - тогда еще мальчик, ученик Антокольского, - зайдя к Репину в мастерскую в 11 часов утра, был удивлен, увидев его перед мольбертом во фраке и белом галстуке. До венчания оставалось еще немного времени, и Репин решил не терять его даром" (http://ilya-repin.ru/pribulskaya23.php).

"…венчаться пошёл в церковь прямо из студии, с карандашом в кармане, а после венчания опять вернулся к работе" (http://www.topauthor.ru/kto_takoy_ilya_efimovich_repin_8c4d.html).

Не назвать её лицо красивым. Она и раньше не была красивой.

Репин. Портрет Верочки Шевцовой. 1869.

Но. Влюбилась в него. Залетели. Что ему было делать?

"Супружество, по мнению исследователей, сложно было назвать счастливым” (http://stuki-druki.com/authors/Repin.php). Четверо детей. Голубой фон говорит, что это ясный день. А уже устала так, что уснула. Укатали сивку крутые горки. До разрыва отношений оставалось 5 лет. И кто-то верно, по-моему, заметил, что портрет превращён в жанровую картину. – Незавидна судьба жены знаменитого художника, как бы рассказывает этот сюжет.

Он подтверждается наброском, который был сделан Репиным перед писанием портрета.

На трудовую руку, за которую я уцепился, художник не обратил внимания. Зато всё внимание он направил на позу, выражающую внезапный сон.

А откуда она, внезапность?

"…в состояние сна организм переводит определенный избыток отрицательной эмоции, хотя внешне это и никак не проявляется, т.е. ни один из рассмотренных действующих субъектов не мог бы сказать, что он переживает отрицательную эмоцию” (http://www.ligis.ru/librari/3335.htm).

Это как заснувший на симфоническом концерте неподготовленный слушатель. Там так много эмоций на него сваливается – он не выдерживает. И организм отключает восприятие. Только его. Поза может почти не измениться. То же получается у очень переживающих людей. Детей – полно, хлопот – полно. От мужа – тоже хлопот полон рот. – Не выдержала. Некоторые младенцы до года, бывает, аж умирают во сне – "разум “по ошибке” - из-за чрезмерно актуализированной потребности усвоения новой информации - выключает все сенсоры - и внешние, и внутренние - т.е. перестает контролировать реализацию важнейших витальных потребностей: дыхания и сердцебиения. Вот, в частности, почему в народе имеется обычай: не показывать младенцев в возрасте одного- двух месяцев посторонним людям, и ограничивать посторонние контакты до полугода жизни младенца” (Там же).

Репин – реалист. Ему важна – правда. Как верный диагноз – врачу. Он совершенно морально холоден к изображаемому. Отсюда и эта замотанность, и некрасивость, и натруженная рука. Мало, что жена живёт, старается жить, его интересами. Всё вместе – итогово плохо.

"Для меня, как для художника-правдивца, истина превыше всего на свете. Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных для глаза лиц? А затем посмотрите на полотна Рембрандта и Веласкеса. Много ли приятных лиц вы насчитаете у них? Художник изображает на картине только те лица, которые сами "просятся" на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией. Но если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит свое творение” (Репин).

- Но вы же, - возразит мне знающий меня, - призываете не обращать внимания на слова художника вне его произведения, как не отражающие глубины его произведения.

- Да, - отвечу. – Но обращать внимание на след подсознательного – можно. Здесь это не без мистики слово "просятся". То, зачем художник взялся рисовать остаётся вне сознания и его и его восприемника. Только искусствоведу дано в ту глубь проникнуть.

4 октября 2016 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.kontinent.org/podsoznatelnoe-predvidenie-razriva/

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)