Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Растрелли. Бюст Петра Первого.

Художественный смысл.

Он знал, сколько он людей загубил при строительстве Петербурга. Знал, что его в народе называют Антихристом. Но он и знал, что спас Россию.

 

Хорошо, когда сходится.

По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя.

У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть существуют не стили, а идеостили. Для Высокого Возрождения эта формула состоит из одного слова – Гармония. Для Барокко – из двух слов – соединение несоединимого. Первая формула общепринята. Вторая – вряд ли. Тем радостнее обнаружить её, вдруг где-то что-то читая. Вот – о бюсте Петра Первого.

Растрелли. Бюст Петра Первого. 1723. Фрагмент.

"В бронзовом Портрете Петра I (1723-1729) тяжелые драпировки на латах, словно взбудораженные и просквоженные ветром, образуют силуэт, внушающий представление о некоей грандиозной пейзажной картине, в центре которой Петр - как полководец, озирающий поле сражения. Но в сильно выдающихся из орбит глазах и судорожном изгибе рта сказалось и другое - то, о чем свидетельствовали современники: “На душу Петру Алексеевичу по временам находила такая черная туча, что он запирался и никого не допускал к себе”. “Смотрит тучею” - это старое выражение как нельзя лучше определяет состояние, отраженное скульптором на лице бронзового Петра” (Алленов. История русского искусства. Кн. 2. М., 2000. С. 50 -51).

Он знал, сколько он людей загубил при строительстве Петербурга. Знал, что его в народе называют Антихристом. Но он и знал, что спас Россию от перспективы стать незначительной страной, с которой не считаются.

Мне кажется, что растреллиевский взгляд годится и для сталинского довоенного СССР, и для попробовавшей встать с колен путинской России.

9 января 2015 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/277.html#277

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)