Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Рафаэль. Избиение младенцев.

Художественный смысл.

Идеал гармонии низкого с высоким.

 

Рафаэль и… спираль

Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может и отсутствующей на самом деле) пощёчины людям, наподобие той, какую залепил Леонардо да Винчи натурализмом и психологизмом (изображением звериной злобы) своим согражданам флорентинцам в заказанной ими ему “Битве при Ангиари”, где флорентинцы 50 лет тому назад имели только одного погибшего (а воевали против Милана, Леонардо же был вообще против междоусобиц).

Речь вот о чём.

Рафаэль. Избиение младенцев. 1509-1510. Эскиз.

Подготовительный эскиз.

Пунктирная часть спирали вверху и внизу Рафаэлю не принадлежит.

Высокое Возрождение было реакцией на крайнюю безнравственность (Раннее Возрождение), в какую впало общество от расшатывания веры из-за откапывания античных статуй и не уничтожения их, как требовали самые принципиальные служители церкви.

"Один итальянец, живший в эпоху Возрождения, имел обыкновение замечать, когда ребенок говорил что-нибудь умное: “Этот долго не проживет”. Во все времена отцы говорили своим сыновьям, как Лютер: “Пусть уж лучше у меня будет мертвый сын, чем непослушный”… У людей прошлого потребность изуродовать, обжечь или сжечь, заморозить, утопить, с силой швырнуть или тряхнуть ребенка постоянно находила проявление. Ханс резал щеки новорожденным мальчикам. Роберт Пемелл рассказывает, что в Италии и в других странах в эпоху Возрождения родители, бывало, “прижигали шею горячим железом или капали воском с горящей свечи” на новорожденного ребенка, чтобы он не заболел “падучей болезнью”” (https://www.u-mama.ru/forum/gossip/everything/11284/).

Крайняя жестокость естественно породила реакцию.

Натурализмом изображения нас же самих, ужасных, художники рассчитывали на шок, на содрогание зрителей, что являлось залогом улучшения нравов. И достигался идеал гармонии низкого (ужасных современников) и высокого (их всё же содрогания-сочувствия страданиям других).

Но можно ли согласиться с такой похвалой спирали:

"Эжен Делакруа… писал…: "В сочетании всех чудес грации и простоты, познаний и инстинкта в композиции Рафаэль достиг такого совершенства, в котором с ним еще никто не сравнился. В самых простых, как и в самых величественных, композициях повсюду его ум вносит вместе с жизнью и движением совершенный порядок в чарующую гармонию".

В композиции "Избиение младенцев" очень ярко проявляются эти черты великого мастера. В ней прекрасно сочетаются динамизм и гармония. Этому сочетанию способствует выбор золотой спирали за композиционную основу рисунка Рафаэля: динамизм ему придает вихревой характер спирали, а гармоничность - выбор золотого сечения как пропорции, определяющей развертывание спирали” (https://vuzlit.ru/531097/zolotaya_spiral_kartine_rafaelya_izbienie_mladentsev).

Меня смущает произвол выбора точек для прямых: подбородок левого убийцы, неопределённые точки на его торсе и левой ноге, пересечение левых ног бегущих на первом плане, неопределённая точка на животе правого убийцы на первом плане, неопределённая точка на его правом плече.

Я могу ещё более обоснованную, жёлтую, спираль провести.

И я не уверен, что две центральные женщины специально ради спирали не сделаны в компьютерном режиме рисования более бледными, чем те, кто слева и справа от них. На главном эскизе Рафаэля никакие спирали не чувствуются.

Делакруа слушать надо тоже с осторожностью. Он романтик. Те бегают в свой прекрасный внутренний мир вон из ужасного мира внешнего. Что ему стоит нравящегося всем Рафаэля зачислить в сообщники себе, распространяя похвалу на композицию с применением хороших слов "чарующую гармонию". И что стоит цитирующему его автору ассоциировать это со спиралью.

Может вовсе не спиралью (не существующей на самом деле) обеспечен динамизм как натурализм движения, а позами.

Я автора статьи понимаю. Ему надо присоединить к общепринятому для Высокого Возрождения (и Рафаэля) слова “гармония” слово “спираль”. Для него существует в искусстве только образность, что выражено чем: гармония – спиралью.

Для него не существует более сложного (и тонкого) механизма воздействия: подсознательного идеала художника (гармонии низкого и высокого) на подсознание восприемника, то есть для него не существует порождения в восприемнике подсознательного катарсиса (гармонии) от столкновения противочувствий: вспоминания от натурализма изображения убийства собственного желания плохого обращения со своими детьми (низкого), с ужасом (высоким).

Может показаться подозрительным, чтоб идеал гармонии существовал тогда так подпольно – как подсознательный идеал.

Но это – от недостатка воображения. Когда кругом ежедневно свирепствует жестокость как общепринятость (а её в школьных программах по теме Возрождение не проходят), то гармония вполне странна для общественного сознания. И зарождается только в головах у гениев. В подсознании. Как идеал.

2 августа 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/rafael-i-spiral-6107d7c1a1c5706037a194db

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)