Пушкин. Что в имени тебе моём? Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Пушкин. Что в имени тебе моём?

Художественный смысл.

Идеал Дома и Семьи.

 

На автомате

Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”.

"Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки Каролины Собаньской вписать ей в альбом свое имя. Пушкин познакомился с ней в феврале 1821 г. в Киеве, а позднее встречался в Одессе и в Петербурге. О чувстве поэта к Собаньской свидетельствуют два письма к ней, написанные 2 февраля 1830 г.” (https://rvb.ru/pushkin/02comm/0526.htm).

Письма оставим в покое – полностью поэт выражает себя в стихах.

А тут – противоречие, которое можно выразить словами Белинского о Пушкине: "Пушкин не дает судьбе победы над собою; он вырывает у ней хоть часть отнятой у него отрады”.

В чём дело? – Всё плохо: и с поэзией, и с любовью.

"В 1830-е годы популярность Пушкина падает, а литературная критика даже пыталась определить на роль народного поэта Крылова” (https://arzamas.academy/materials/1383).

В порыве уничижения лирическое “я” себя сравнивает с преходящестью шума успокаивающегося моря, плеском последней волны о берег, с замершим одиноким звуком в ночной тиши.

С нездоровой какой-то (без "Воспоминаний чистых, нежных”) любовью (Собаньская, которой посвящено стихотворение, была великосветская блудница).

Это – с одной стороны, стороны неудач. А с другой – часть отнятой у него отрады: любовница его помнит, любя где-то в глубине души.

Столкновение ярких противоречий рождает в нас катарсис чего-то тихого, а в поэте противоречия эти порождены подсознательным (или сумевшим уйти в подсознание от неудач с Натальей Гончаровой, этой противоположности Собаньской) идеалом Дома и Семьи, - маленьким таким идеалом. И не надо быть первым поэтом России или любовником блестящей демоницы (так называли Собаньскую).

Всё на автомате. Есть великий поэт и его стихотворение. Надо найти противоречия в его стихотворении. Вспомнить, когда стихотворение сочинено – во время идеала Дома и Семьи. Значит, противочувствия от противоречий порождены в поэте и порождаются в читателе подсознательным идеалом, властвовавшим тогда в душе поэта.

Всё предопределено в анализе и синтезе.

Ещё немного и мыслимо создание программы для создания литературоведческой статьи компьютером на стихотворение.

 

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

А с чего всё начиналось?

С вот этого стихотворения Натальи Беляевой:

А было что-то?

 

Что в имени тебе моем?

(А. Пушкин)

 

Когда остынет чай с лимонной долькой,

Утопленной на сахарное дно,

Я снова возвращаюсь издалёка

К себе, здесь так спасительно темно...

Теперь, покуда тропы городские

Безлюдны и почтительно тихи,

Со мною точки, точки, запятые,

Незрелые полночные стихи…

Как люди, ночью донага раздеты

И вымыты слова. Долой мораль!

Здесь насмерть бьются музыка победы

И невообразимая печаль.

Мой старый дом негоден для богемы,

Поэмы? Просто добрые друзья,

Несут со мной мучительное бремя,

Ни вынести, ни выбросить нельзя.

Чужую тайну вечно постигаю

Не катаньем, так истовым мытьём,

Но до сих пор, убей меня, не знаю,

А было что-то в имени моём?

По-моему, с рифмой и ритмом описаны муки слова, когда вдохновение заставляет писать, а как – не известно. Ибо сознанию содержание вдохновения не дано.

Рифма долькой / издалёка не ахти. Зато ритм “И невообразимая печаль” – блеск.

5 мая 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/na-avtomate-6273e1c17822d55e4399cdd0?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)