Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Проскурина. Перемирие.

Художественный смысл.

Столкновение негатива с отношением к нему как к норме даёт третье – значит, есть у такого народа и позитив, и он перевешивает.

 

М-да.

 

Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит.

Гоголь.

Этот фильм, "Перемирие" (2010) Проскуриной, явно сделан как бы в ответ оранжевым, пик выступлений которых случился через год-полтора после.

В связи с этим фильмом мне во вторую очередь вспоминаются слова, подаренные Лесковым своему герою: "Русский человек со всем справится".

Ну в самом деле. Если вас ограбят, вы сможете вернуть деньги?

Во-первых, надо знать, кто ограбил. – Ну, отец Егора успел заметить, кто на него напал. – Во-вторых, надо иметь смелость пойти отнимать (Егор, отец и милиционер Тимоха – это всего три человека, а напавших двое; перевес сил невелик). – Ну, смелость есть. Пошли. Один вор сразу удрал, другого связали. – В-третьих, надо уметь искать. – Этого нет. Как всё же вернули деньги – вопрос иной. Но ведь при всём при чём взялись же и вернули. А вы б вряд ли смогли. Во-первых бы струсили, подали б в суд на подозреваемого. И всё б замоталось, и вы б денег не получили.

Разгадка – надо не по закону. – Пытать? Что и придумал милиционер. – Ну не без… Объективно, обварив ноги татарину, милиционер дал тому шанс держать себя на крючке (звёздочек же лишиться может). А махнув рукой на карьеру, милиционер подвигнул татарина расколоться, где деньги спрятаны. – Теперь они повязаны. И дела не заведут.

Замарался Тимоха? – А плевать.

Наплевательство на всё надо иметь в менталитете, чтоб мочь со всем справиться.

Ну а вернуть к жизни при мнимой смерти (остановке дыхания и сердца) от удара током сможете?

Тут и это в фильме смогли. Окунули Егора в воду пару раз и всё. И это не киновыдумка. Надо "обрызгать лицо и грудь водой с ладони" (http://doctorvic.ru/bolezni-i-sostoyaniya/emergency/pervaya-pomoshch-pri-porazhenii-elektricheskim-tokom). А я вот не знал. И не то, чтоб знал придумавший это тип в кино. Просто на авось там всё делали. И – вышло.

Так надо иметь в менталитете это "авось".

А вы ещё помните, что во вторую очередь мне вспомнились слова Лескова о русском человеке? Спросите, что любопытное было в первую очередь связано с этим кино.

Я его смотрел, и у меня слюнки зависти к россиянам текли, что они имеют счастье жить среди такой травы, таких деревьев…

Вот первые кадры.

Это не то, где я живу. Трава или декоративная, как на стадионах, или в рост человека и более, что сесть на неё нельзя (на высохших болотах).

А в конце фильма сумели так же проникновенно снять и индустриальный пейзаж страны, шестой экономики мира.

И такая вот панорама тянется, тянется…

Где я живу, тоже едешь - сплошной пригород. Но нет же такой могучей реки.

И смотрит на эту красоту-мощь на рассвете главный герой, Егор. Ей соприродный.

И это я переакцентировал фильм.

Потому что акцент его на том, что написано в эпиграфе. Режиссёр нарывается на впечатление страха от того, какой же это ужасный народ - россияне. Именно россияне. Там в фильме и татары есть. Не отличающиеся ментально от русских. Тоже запросто им ограбить. Как тем двум оболтусам.

"- Егор, ты? Иди сюда. Иди. Давай-давай. Здорово.

- Пойдем с нами.

- Давай-давай.

- Льёт. Давай. А ты чё это с ружьём?"

Ружьё попросил захватить отец Егора. Он пошёл снимать деньги со сберкнижки. Надумал машину купить. Дело происходит в городе перед перерывом на обед. И Егор стоял с ружьём, ждал возвращения отца. (Я не удивляюсь. Когда я в 90-е нёс в починку компьютер в такое же время дня, я тоже прихватил сына и оглядывался по сторонам, и покрыл компьютер одеялом.)

"- Да на охоту сходить хотелось. Передумал.

- И правильно. Какая охота там? Погода-то…

- Может, с нами пойдёшь? Мы вот магазинчик один на окраине приглядели. Продуктовый. Подломить хотим. Только на шухере некому стоять. Курбака хотели взять, да он на смену сегодня пошёл. Ну что, постоишь?

- Не. Не-не-не. Не могу. Мне выспаться надо. Завтра в рейс. Может, к Гордейчику зайдите.

- Да Гордеич уже третий день пьёт. Во, кто это?

- Это Борис Потапов.

- А, электрик. Что, может, его возьмём?

- А он не продаст?

- Да не. Он такой парень. (Показывает большой палец)".

Рутинный разговор. Егору стыдно признаться, что он не хочет быть замешанным в воровстве. Воровство норма. В другой раз он им не откажет, и они поедут красть провода с высоковольтной линии. (Я тоже дошёл раз до воровства в 90-е. Купил 10 банок консервов, а продавщица положила одиннадцать, я же не признался.)

А девушка. Катя. Такая красивая. Поэтичная. Когда за ней Егор подглядывает в женской бане. Она ж там не знает, что подглядывают… Как чуткая лань в лесу. И таки почувствовала взгляд. Как лань…

И как они первый раз увиделись? – Её вышибли в коридор общежития из двери, совершенно голую, и дверь захлопнули. И она бросилась к двери колотить, чтоб открыли. Егор был в коридоре. Рассматривал спящую на полу женщину, красивая или нет. Подошёл к голой. Она, как ни в чём не бывало, стала перед ним.

"- Хочешь меня?

- Ты блядь?

- Блядь.

- Пошли".

У вас волосы дыбом, а там – всё нормально.

Нет, Егор и тут на некоторой высоте. Он решил ею утешить своего напарника, Квазимодо, здорово страшного на вид. Того, видно, женщины не любят. Привёл ту в чулан, запер и пошёл за Квазимодо. Квазимодо досталось от неё, как от взбешённой кошки… Так что она в глазах Егора несколько реабилитировала себя. Но всё же…

(Я тоже брезговал, если меня кто на такую хотел навести. Я сам должен был определить, кто она. Но если уж больно красива, а каждый раз с другим уходит с танцев, то и я был не прочь подбить клинышки.)

Вот и Егор… Когда она в доме культуры после репетиции подошла и, поцеловав его, показала, чтоб он шёл с нею… Он потом её сразу замуж позвал. Так понравилась. (Я б ни за что. Я гораздо хуже. Рационалистичнее гораздо.)

Ну такой аморальный народ, россияне. Да? В глубинке. И не расчётливый. И много какой нехороший. И то относительно тихое (дрались-то с татарином тихо), что прошло по всему фильму, есть всего лишь перемирие на субботу, банный день, когда вечерами не сходятся в драке район на район.

Но.

Вот этакое кино.

С удовольствием констатирую, что, наконец, случилось увидеть не зря награждённый современный фильм.

Я с тихим содроганием когда-то читал слова Феофана Затворника: "Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца".* Ведь мало ли какое случится настроение сердца… Так после такого фильма о содрогании не может быть и речи. Достоин любви народ, великие недостатки которого предполагают столь же великие достоинства.

21 июня 2014 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/223.html#223

*- Это ж усечённая цитата.

- Признаю. Я этого не знал. Но она, именно усечённая и неопределённая, до чрезвычайности верна для обозначения российского (русского уж точно) менталитета.

9.07.2016

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)