Попогребский. Как я провёл этим летом. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Попогребский. Как я провёл этим летом.

Прикладной смысл.

Страну героев, Россию, лишить героев.

 

Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли

"Как я провёл этим летом” (2010) Попоргребского.

Если бездоказательно, потому плохой, что не впечатлил, когда смотрел когда-то. Если б не оригинальное название, я б и не знал, смотрел ли я его. А с таким названием – знал. Просто не помнил, о чём он. Но вот умер Пускепалис, упоминают этот фильм с придыханием – я и стал опять смотреть. А там – тягомотина. Сюжетная. Выдумки сознания режиссёра, решившего понравиться на Западе. А как это сделать? Страну героев, Россию, лишить героев в данном фильме.

Героев где густо? В трудных местах. Тут Заполярье. – Вот там и надо их в фильме изничтожить. – Способ? – Элементарный. Есть такое мироотношение – ницшеанство. Оно от скуки рождается. И мироненавистническим является. И ненависть выражается в сладости абсурда.

А есть такое словосочетание с негативной аурой – человеческий фактор. Бац, мол, и человек делает чушь. Безосновательно. – Так это не психологизм в данном фильме, а протест против Этого прескучного мира. Ещё Чехов такое практиковал. Треплев, бац, и поправляет дяде галстук в самом начале “Чайки”, тогда как ему не до дяди.

Попогребский чётко знает такое мироотношение и верно рассчитывает, что в таком духе сделанный фильм на Западе понравится.

И вот начало.

Грозный гул в начальных титрах не известно чего вполне работает на общий замысел – иллюстрацию ницшеанства.

После них молодой парень, Павел, стажёр, бездумно смотрит со скалы на величественный пейзаж: море далеко под ногами и туманный мыс на другом берегу залива.

Казалось бы, чего придираться? Но, посмотрев несколько минут, как парень дурацки убивает время (швыряет камни со скалы, слушает изменение треска счётчика радиоактивного излучения при разном приближении к радиоизотопному термоэлектрическому генератору), мне захотелось узнать: нашёлся кто-нибудь, кто фильм обругал? – Полез смотреть и быстро нашёл:

"Герои недостоверны на всём протяжении экранного времени.

Во-первых, так себя не ведут люди науки.

Я общалась с людьми науки, которые, в том числе, работают на крайнем севере.

Никто из сотрудников, даже стажёры, не тратят времени зря, задач больше, чем часов в сутках” (https://www.kinopoisk.ru/film/419453/reviews/).

Так фильм-то – ницшеанский. Абсурд – норма. Плохо, что он из головы сделан, а не из глубины души.

Сначала абсурды представляются зрителю не абсурдами, а гуманно: человеческим фактором.

Сергей: То, что я пошёл на южную Лаплу за гольцом, сообщать не обязательно. Будут вопросы там – придумаешь, что сказать.

По мнению западного жюри это гуманизм: все не без греха, простительно.

По мнению критикессы – нет:

"Никто из руководителей не ведёт себя так безответственно, как показано здесь, в фильме. Начальники не бросают процесс без управления…”.

Начальник подал пример недисциплинированности, подчинённый её продолжает: играет на компьютере в стрелялки, вышел из дому записывать показания метеоприборов без ружья. А давеча он гулял над морем с ружьём, но незаряженным. А на днях у соседей белый медведь парня задрал. – Беда неотвратима при несобранности.

Но несобранность – какой-то аналог абсурда, а тот – инструмент в руках ницшеанца.

Несобранность, собственно, в отсутствии первичного инструктажа стажёру при прибытии сюда.

Я вспоминаю, как нам, студентам, впервые в жизни явившимся на производственную практику, на завод, местный руководитель практики, доходчиво объяснил, что завод- место повышенной опасности порой самого неожиданного свойства. И привёл пример. Кто-то из злого озорства забил в консервную банку круглую болванку из стального проката и положил на дорогу донышком вверх. Кто её подфутболит – окажется в травмапункте.

А тут начальник станции, Сергей, вводную не дал (несобранность). Отругав Павла за халтуру, он только теперь открыл ему особенность работы тут. Это – обеспечение калибровки дистанционного измерения состояния атмосферы путём сравнения данных, полученных автоматически, с данными, полученными человеком. Перец заключается в том, чтоб при частоте замеров через каждые три часа не было перерывов и халтуры в течение десятков лет подряд. И из-за последнего нюанса требуется, собственно, подвиг. Как ни неприятно использовать высокие слова. Из-за того же нарушение собранности связано с такими эмоциями, что след остался в потолке курилки в виде застрявшей пули.

Режиссёр и тут подстелил соломки нерадивому Сергею, спрятав нерадивость. Чем? Внешним видом Сергея. Суровым и требующим безапелляционного подчинения.

Удобно. А сюжетом заставляя его нарушать и нарушать дисциплину – уходить на сутки и даже на трое на лов гольца. – Беда неминуема хотя бы из-за него. А тут ещё стажёр хлюпик душой. Не передал радиограмму Сергею, что его жена и сын попали в аварию и находятся в плохом состоянии, из-за чего их станцию закрывают и их эвакуируют ближайшим же рейсом корабля. Из-за нервничания, что не передал – не спалось, а потом проспал замер. Сочинил данные. Был застукан Сергеем…

Изображается железная необходимость прихода большой беды непосредственно на станцию – так устроен Этот мир, по ницшеанству. Из-за чего и хочется из этого мира бежать в иномирие. Что режиссёру в тонкостях известно, и он это иллюстрирует. То скрыто, то явно, то прямо, то косвенно.

Но вот – абсурд в полной своей красе. Семья Сергея попала в аварию и в плохом положении, а Павел (весь изнервничавшийся и виноватый, что не сообщил сразу) ему говорит: "У вас семья погибла”. Сергей останавливается (они шли домой с берега) и как истукан идёт на Павла, тот пугается (а с ним ружьё, используемое как палка – он хромает), пятится, падает, схватывается за ружьё и стреляет в Сергея. Не попадает с трёх шагов. Вскакивает и без ружья бежит. Сергей… бежит к оставленному в моторной лодке своему ружью, прицеливается и… стреляет в Павла.

Мгновенное умопомешательство сразу двух человек? – Да нет. Абсурд как осуществление стиля ницшеанства.

Зачем фальшьфейер Павла не заметили с самолёта, посланного за ним лично, зачем чуть медведь его не задрал? – Это ложный ход сюжета о крайней нехорошести Этого мира. А то, что его, удиравшего от медведя по откосу, и вдруг съехавшего до самого уреза воды увидел возвращавшийся с рыбалки Сергей, причалил и взял в моторную лодку – то лишь исключение, подтверждающее правило: Этот мир ужасен.

Абсурды же продолжаются своим порядком.

Удравший Паша устроился жить в заброшенном доме, проявляя чудеса изобретательности. Сергей пришёл поговорить. С ружьём. (Всегда тут из-за белых медведей надо ходить с ружьём.) Паша боится, прячется и не выходит на зов. И Сергей на нечаянный шум, произведённый Пашей… стреляет.

Ну что ж это за героический человек, как показывала было его внешность?!

Призы на западных фестивалях обеспечены.

7 зарубежных наград.

"Американский журнал Variety назвал картину Попогребского “потрясающим исследованием природы человеческой слабости”, а самого кинорежиссёра — “одним из самых ярких и талантливых режиссёров из России, чьи фильмы могут быть с успехом экспортированы за рубеж”” (Википедия).

Следующий абсурд – Паша греется тёплым воздухом, выходящим и трубы радиоизотопного термоэлектрического генератора, который показывал в начале фильма запредельную радиоактивность этого воздуха. Паша на минуточку якобы забыл о её существовании. Потом вспомнил.

Всё я понимаю. Чем движим был режиссёр. Одно не доходит: как я чувствую, что эта картина исключительно из замысла сознания рождена, то есть второсортна.

Попогребский в списке 5-й колоны…

26 сентября 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/YzGzM-O9f3klomit

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)