Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Попков. Автопортрет с кистью.

Художественный смысл.

Интересы нового человека не в материальном, а в духовном потреблении.

 

Власть тела над душой (об одном автопортрете Попкова)

На днях я с возмущением послушал, как возмущался один инакомыслящий по поводу закона о просветительской деятельности. (Он введён в апреле этого года.) Инакомыслящий возмущался видеопримерами доводов законодателей при обсуждении этого закона. Один видеопример инакомыслящий привёл такой. Законодатель возмущается, что в СССР не было ни одного человека в стране, кто б думал, что Земля плоская, а теперь таких 4,5 миллиона, и они организованы в общество и требуют с собой считаться. А инакомыслящий возмущается, дескать, народ фанфуриками жулики травят, законодателей же заботит, что 4,5 миллиона людей считают Землю плоской. Дескать, притесняют в России людей, - его, например, - выступающих с критикой властей.

И ведь не понимает или притворяется, гад, что вот так и подводит кое-кто Россию к самоуничтожению, оболванивая её народ.

А капитализм прёт, и народ оболванивается. По собственной воле.

И 50 лет тому назад оболванивался, и ничего нельзя было с этим поделать: страна неуклонно скатывалась к возвращению в капитализм, и никакие левые шестидесятники, пытавшиеся спасти заблудившийся социализм от вещизма, ничего не могли сделать. Они пели оппозиционные авторские песни, которые отличались грустью на фоне бравурной советской эстрады. Потому грусть, что они предчувствовали, что ничего у них не получится. Потому что надо начинать с себя в борьбе с мещанством, а это было непосильно.

То же было и с художниками. Изготовившиеся было к суровости к себе в первую очередь, в борьбе за настоящий социализм, какого вокруг не было, - это был так называемый суровый стиль в живописи, - они вскоре тоже загрустили, чуя, что над их душами власть берёт всё же тело.

Виктор Попков. Автопортрет с кистью. 1969.

И оттого такой парадоксальный контраст лица, кисти и мольберта в “Автопортрете с кистью” со всем остальным. С телом в первую очередь. Ну и с обратной стороной холста, как штуки, не имеющей отношения к духу, выражаемому на лицевой стороне.

Казалось бы, тёплый оттенок у тела и обратной стороны холста. Ан вот – морально отрицателен.

Более того, относительно холода этих лица, кисти и мольберта морально, так сказать отрицательны и холодные оттенки природы за балконом и того, что от неё прорвалось в комнату. Они – тоже благодать физическая. И тоже отрицаемая духом, который мрачен, ибо в меньшинстве.

Не захватывает ли дух ваш, читатель, от таких вольтов в 9-ти строках насчёт духа Попкова?

Не уводит ли в сторону от сути* описание всех видов контрастов, описанное знающим толк в контрастах разговаривателяем о контрастах и только о них?

Не работают ли такие, сами того не ведая, на оболванивание российского народа и на самоуничтожение России? Само-, ибо извне Россию уничтожить невозможно, как показывает тысячелетняя история. Зато сами мы можем, ой, как много бед наторить с собою. В том числе и благими намерениями приобщения народа к искусству при негодных* средствах приобщения.

Признак* негодности всех негодных средств один: речь идёт не о том, что хотел “сказать” подсознанию зрителя подсознательный идеал автора, а… Не перечесть: о биографии, о жизненных курьёзах (Попкова застрелил, оказывается, инкассатор, подумавший, что подвергается нападению), о внешних достижениях, о наградах, гонениях, о стоимости картин, об учителях… Ну и о контрастах красок самих по себе.

23 августа 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/vlast-tela-nad-dushoi-ob-odnom-avtoportrete-popkova-6123a70fac7f177cb2f8590b

*- “Царапает” Ваше авторитарное “негодное”, “признак негодности”. Взрослые, состоявшиеся, образованные люди. Никто никому ничего не должен. Имеют право и осуществляют его каждый своим способом. Сильно отдаёт советским способом критики и диктовкой, кому, что и как делать.

- Да образование-то какое? Гуманитарное. С СССР начиная. – Ведь сказалась ошибка Маркса о возможности силового пути к коммунизму. Вот потому настроили почти весь свет против себя. Естественно, пришлось всё внимание бросить на централизацию и индустриализацию и оборону, а главная цель – самосовершенствование человека – спряталась. И так и не смогла вернуться на первый план. Капитализму же откровенно нужны болваны. Наверно, потому и там нет прорыва в гуманитарной области.

А в чём прорыв самосовершенствования? – В умении переводить подсознательные переживания в осознаваемые. То есть все, кроме художников, должны стать миниискусствоведами: расшифровывать своими словами содержание идеала в “текстовых” странностях произведения неприкладного искусства (а работать будут роботы).

Например, зачем Попков в этом автопортрете написал только половину своего лица, или зачем он утрировано грубо всё написал? – Затем, что всё ж человеческое – человечно. И низкое – тоже. То есть и внизу главенствует голова. То есть Попкова голова раздвоена. Одна согласна на ублажение тела. – Кстати, именно потому что “речь” идёт о теле, художник себя написал голым. – И раз Попков “хочет” сказать коммунистически моральное “фэ” той половине своей головы (я кавычки ставлю для обозначения, что тут не сознание, а подсознание актор), которая ублажению тела говорит “да”, - то он и вовсе отсекает этого главного внутреннего врага исправления испортившегося социализма. Вон, и так на ту, мрачно оценивающую положение дел половину лица, проникают тёплые тона низменного блаженства (в виде желтоватых штрихов на лбу). – Из-за общего “фэ” положению дел Попков и грубит штрихами. Причём кругом, кроме критикующей части лица, кисти руки с кисточкой и мольберта.

И всё это сознанию Попкова не дано. А миниискусствоведом должно быть открыто. Что и будет утверждением нового человека, интересы которого не в материальном, а в духовном потреблении (повторяю: работать будут роботы).

Я не знаю, правда, как в атмосфере такой сознательности сохранятся художники, эти дети своеобразные, не умеющие словами сказать, что их будоражит, почему и выражают они всегда художественный смысл скрыто не только для других, но и для себя.

Для себя им важны те специфические живописные контрасты, техника, о которых рассказано нам указанным выше разговаривателяем.

Такая безъязыкость художников и является главной базой таинственности и неразвитости области развеивания тайн (нынешнего искусствоведения в худших его образцах).

А советские потуги безъязыкость преодолеть пробовали худшими приёмами, враждебными искусству. Ибо исключали подсознательный идеал.

Мои же потуги – наоборот, думаю.

24.08.2021.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)