Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Петровичев. Картины.

Художественный смысл.

Хвала абы какой жизни.

 

Мертвящая систематичность науки.

Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от научности веет скукой. – Ну в самом деле – всего 6, если грубо, типов подсознательных (естественных) идеалов… Характер формулы у содержательного (словесного) наполнения у каждого из этих типов…

Когда-то меня мистически восторгала мысль, что на всех концах Вселенной у электрона одни и те же свойства – масса, заряд… Я в этом с опаской усматривал Провидение. Бога… Он-де личность и потому всё кругом – определённое Им – одинаково в своём качестве.

А теперь меня как-то удручает, что как только импрессионизм, так хвала абы какой жизни.

Петровичев. Ледоход на Волге. 1912.

Будто этот Петровичев совершил паломничество в Палестину и понял, что вот там – это климат, а в России – мрак. Но, мол, ничего: тоже жизнь какая-никакая.

Отчего я так смел в оценке? – Опёрся на авторитет Манина:

"…создает впечатляющую картину холодной затащившейся России. Художник отказывается от глянцевой академической живописи, прибегая к пористой фактуре краски, эскизно прописывая городской вид с рекой, свидетельствующий о непосредственной фиксации впечатления, при которой эскизность письма сохраняет верность переживания и не гасится, как обычно, принятым для всех случаев жизни картинным построением. Письмо а lа ргimа, при котором большой эскиз становится законченным произведением, утверждает иной подход к нему близкий импрессионистическому методу” (http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsection&id=561).

Петровичев. Ночь. 1910.

Хвала осуществляется интенсивным цветом. Пусть и тёмным.

Петровичев. Яблони в мае. 1920-е годы.

Больше всего абы какая жизнь выражена тут.

Петровичев. Осень. Берёзы. 1917.

Жизнь… воздуха: дрожит. А ведь он - ничто…

"Выработанное вскоре художником письмо, отдельными мазочками, напоминающее смальтовое, мозаичное панно, придает цветовой плоскости ощущение вибрации, похожее на манеру Сёра, но сохраняющее при этом слитность цветового покрова, придающего картине красочную цельность” (Там же).

Может, эти слова объяснят совсем уж, казалось бы, не абы какую жизнь вот здесь.

Петровичев. Кусково. Зеркальный зал во дворце Шереметьевых. 1915.

Глянем ближе.

Изображена жизнь материалов, из которых всё сделано. Из чего там пол сделан, что он прямо фонтанирует фактом своего существования? Переливается! - А что уж за жизнь у пола?..

Надо думать, что жизнь в обществе в те годы была такая страшная, что Петровичев из неё умудрился убежать.

6 июня 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/mertviascaia-sistematichnost-nauki-60bcb33fbbd5974178ac253f

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)