Пахомов. Картины. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Пахомов. Картины.

Художественный смысл.

Советский человек – прекрасен.

 

Открытие Пахомова: советский человек – прекрасен

Я пишу исходя из предположения, что Пахомовская живопись в 1920-х годах была не "результатом сознательной установки на формотворчество” (Г.А.Соколов). Он, возможно, был последним из могикан-авангардистов, корёжащих натуроподобие искренне, стихийно, от подсознательного неприятия чего-то в том социализме (сталинском, административном, быстро достижимом), на который взяла курс власть. Сам Пахомов, наоборот, представляется недовольным не сталинской властью, а противостоящим ей народом. И потому его представителей он уродует от злости*.

Особенно удачно мне удалось это доказать себе на такой картине.

Пахомов. Жница. 1929.

Посмотрев, как баба у Пахомова держит бедром и грудью два первых скошенных пучка, пока она срезает третий пучок, я кое-что заподозрил и обратился ко всезнающему интернету с таким вопросом: “как жнут пшеницу серпом видео”. И не прогадал. Срезанные пучки не держат так вот при себе, а кладут на землю рядом, пока не наберётся количество, годное для вязки снопа. Это немного. Столько, чтоб очередным пучком можно было связать сноп. То есть надобности держать первое срезанное под грудью не имеет смысла практически. Но имеет смысл образный – образ индивидуализма.

Пахомов против индивидуализма крестьян, резавшего страну, иносказательно говоря. Главными производителями пшеницы в НЭП стали вместо помещиков и кулаков середняки. А их никак невозможно было побудить увеличивать посев. Они производили зерна чуть больше нужного на прокорм семьи зимой и всё. На большее не соглашались, ибо очень тяжёлая работа. Ну, может, добавлялось, что очень задёшево его государство заготовляло, и очень дорого стоило то, что промышленность изготовляла. – Спасение было в колхозах (не в кооперативах, как дольше раскачивающихся организациях). А индивидуализм крестьян мешал. И Пахомов бесился. В 1929 году были сорваны хлебозаготовки.

Не устраивали его чем-то похожим и городские дочки нэпманов, думающие, что они – бомонд.

Пахомов. Девушка в голубом. 1929.

Не думающие так, тоже ему ненавистны за душевную пустоту, так и светящуюся в их глазах.

Пахомов. Подруги 1930.

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне…

А потом прошли годы и годы. Построили сталинский социализм, и разразилась война. И Ленинград попал в блокаду. А это культурная столица страны. И тут совершенно нечеловеческая жизнь.

Я так привык к красавцам на картинах так называемого соцреализма, что жалко мне стало неискорёженных людей в карандашных рисунках Пахомова: как же не трогают без искажений и преувеличений нарисованные лица, и какой он бедный, Пахомов, ТАК не умеющий передать то, что, конечно же, его волновало!..

А потом меня озарило.

Это ж открытие у него! Люди-то стали прекрасны в ужасных обстоятельствах, когда иные людоедством спасались. Ленинградцы продолжали держать марку культурной столицы – своим обликом.

В какой-то религиозной или около неё литературе я раз прочёл, что лица людей (ведущих святую жизнь) преображаются физически. Я это сведение удачно опробовал. Когда мне надо было фотографироваться для смены паспорта в связи с 50-детием, я в фотографии приказал себе думать, что я единственный на планете, кто практически использует теорию художественности Выготского. И таки хорошо получился, что для меня редкость.

А у Пахомова даже и при почти отсутствии лица – красота. Женских ног.

Пахомов. В очаге поражения. 1942.

Или вот – лицо какое… Красивое и в му`ке.

Пахомов. За водой. 1942.

Му`ка физическая. Я не представляю себе боли цинги. Кровоточивость дёсен – может, потому так искривлён рот (а всё равно красоту лица не портит)… Геморадическая сыпь на лице – она не видна из-за масштаба… Боль в конечностях – она угадывается по страданию на лице (а красота его неустранима и какая-то это аристократическая красота)…

А вот красота простушки.

Пахомов. На Марсовом поле в затишье. 1943 год. 1944.

Орден у неё… Или медаль. Чего доброго под пулями и снарядами заработала. Смертей и ужасов в раненных навидалась, крови, криков… А на лице не отразилось. О, эти ямочки на щеках – так бы впился губами…

Это как теперь донечане. Их обстреливают 8 лет, а они мгновенно после обстрела прибирают улицы. И не уезжают из города, хоть можно.

Я теперь понимаю, почему Пахомову в 1946 году дали Сталинскую премию за эту серию рисунков.

24 июля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Yt2QCQESBzx6VH-W

*- А за что он злится на студентку Института народов Севера? Таким коротким носом можно только злость выразить.

Пахомов. Студентка Института народов Севера. 1933.

- За то, что она чемпионка по приспособленчеству.

Если колхозы основывались на сельской общине, сохранившейся в России аж до ХХ века, то с народами Севера поступили обратно: их втянули в несвойственную им современную жизнь. И сделали это с помощью таких приспособившихся проныр (хоть и не с длинным носом) как портретируемая. Забывая о "вполне “марксистском” выводе В. И. Иохельсона о том, что жизнь коренных народов севера изменится “...только тогда, когда судьба сибирских туземцев перейдет из рук бюрократии в руки народа...”” (https://kamlib.ru/resources/full_text_search/kamchatka-v-tsentralnoy-presse/detail/vydayushchiysya-issledovatel-severnykh-narodov/).

Как факт, не выпячивающая свою советскость (красным платком) другая студентка этого же Института не покорёжена.

Пахомов. Студентка Института народов Севера. 1933.

25.07.2022.

 

 

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)