Песни об Иване Васильевиче. Прикладной смысл.

С. Воложин

Песни об Иване Васильевиче

Прикладной смысл

Есть у народа желание не просто продемонстрировать силу-победу, а и осмеять слабость-поражение соседа. (Не красиво. Но. Таков народ, прежде много настрадавшийся от степняков.) Это народное желание чует царь.

 

Песни об Иване Васильевиче

 

В Орле открыли памятник Ивану Грозному.

Новости.

Ну чем они хороши, старинные народные песни? – Тем, что исполняют свою функцию – выражать черты народного характера. Как бы ни варьировались тексты – цель одна.

Со времён Ивана Грозного появилась, видно, в народе такая черта, что русские – самые-самые среди народов. В частности, среди русских есть такие физически сильные люди, каких среди соседних народов нету. И эти силачи – образ народа-силача.

Порождена ли сила моральным угнетением иностранца (то есть сила – от духа)?

 

Кастрюкъ-Мастрюкъ Темрюковичъ,

Любимый царскій шуринушка.

Онъ думаетъ думушку, съ кѣмъ поборотися,

За прокладъ поводитися:

Онъ хочетъ каменну Москву въ полонъ себѣ взять,

Онъ хочетъ взойти во Кремль городокъ,

Онъ и хочетъ съ насъ пошлины брать,

Съ воротъ поворотныя,

А съ дымовъ подымовныя.

. . . . . . . . . . . .

Похваляется Темрюкъ-Мастрюкъ,

Онъ хвалится своей силою:

Я Москву вашу насквозь пройду,

Не найду я себѣ спорщика,

Съ кѣмъ бы могъ я поборотися!

Заявлено вслух не было о полоне, но народ подумал. Важно, однако, что сила не в духе сопротивления.

Как факт, в другом варианте таких, оскорбляющих москвичей-государствеников, помыслов про Темрюковича нету.

 

Выбежал тут Мастрюк

На крылечко красное,

Кричит во всю голову,

Чтобы слышал царь-государь:

"А свет ты, вольной царь,

Царь Иван Васильевич!

Что у тебя в Москве

За похвальные молодцы,

Поученые, славные?

На ладонь их посажу,

Другой рукою раздавлю!”

Но в обоих вариантах инициатива меряться силою происходит от Темрюка, и в обоих вариантах – на свадьбе Грозного и черкешенки.

Одинъ гость хлѣба-соли не ѣстъ,

Хлѣба-соли не кушаетъ,

Бѣлаго лебедя не рушаетъ,

Зеленаго вина въ ротъ не беретъ,—

Кастрюкъ-Мастрюкъ Темрюковичъ,

Любимый царскій шуринушка.

Онъ думаетъ думушку, съ кѣмъ

поборотися,

А един не пьет да не ест,

Царской гость дорогой

Мастрюк Темрюкович,

Молодой черкашенин.

И зачем хлебасоли не ест

Зелена вина не кушает,

Белу лебедь не рушает?

У себя на уме держит:

Изошел он семь городов,

Поборол он семьдесят борцов,

И по себе борца не нашел;

И только он думает

Ему вера поборотися есть

У царя в каменной Москве,

Хочет царя потешити

Со царицею благоверною

Марьею Темрюковною;

Он хочет Москву загонять,

Сильно царство Московское.

Это след памяти от бесконечных в прошлом набегов степняков на Русь. Зато теперь, после окончательной победы над ними при Иване Грозном (он включил себе в царство и Казанское, и Астраханское, и Сибирское ханство) есть у народа желание не просто продемонстрировать силу-победу, а и осмеять слабость-поражение соседа. (Не красиво. Но. Таков народ, прежде много настрадавшийся от степняков.) Это народное желание чует царь. В одном случае он даёт соответствующий наказ русским борцам.

 

Говорил тут царьгосударь,

Царь Иван Васильевич:

“Ты, Никита Романович,

Веди борцов на двор,

На дворец государевой,

Борцов ученыех,

Молодцов похваленыех,

И в том им приказ отдавай:

Кто бы Мастрюка поборол,

Царского шурина,

Платье бы с плеч снял

Да нагого с круга спустил,

А нагого, как мать родила,

А и мать на свет пустила”.

В другом случае он этого не делает. Само так получается.

 

Схватился со меньшимъ братомъ:

Тотъ его беретъ за лѣвый воротокъ,

Поднимаетъ на правый на носокъ,

Онъ приподнялъ повыше себя,

Ударилъ о сыру землю,

По колѣни его въ землю вшибъ.

По колѣни, чуть не по поясъ;

Онъ и цвѣтное платье съ него сшибъ,

Пустилъ его косо на босо,

Пустилъ его, въ чемъ мать родила.

Но победно-насмешническая суть народного характера в обоих вариантах выражена царём. Невеста в обоих вариантах обиделась за брата и возмутилась. А что царь?

Сказалъ тутъ Царь-Государь,

Царь Иванъ сударь Васильевичь:

— Ты баба, ты бабье знай!

Не то-то намъ дорого,

Что татаринъ похваляется,

А то-то намъ дорого,

Что русакъ насмѣхается!

Говорил тут царь-государь:

"Гой еси ты, царица во Москве,

Да ты, Марья Темрюковна!

А не то у меня честь во Москве,

Что татары те борются;

То-то честь в Москве,

Что русак тешится!

Хотя бы ему голову сломил,

Да любил бы я, пожаловал

Двух братцов родимыех,

Двух удалых Борисовичев”.

Что народу надо от царя? Народ понял, что ему не житьё от степняков при раздробленности. Спасение – только в централизованном государстве. А уж более быть централизованным, чем при Грозном, и быть не может. – Так воспеть его, Ивана Васильевича, выразителя духа народного.

А теперь в роли степняков – Запад… - Ну так и сказывается народный характер.

14 октября 2016 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/422.html#422

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)