Нольде. Пятидесятница. Морской берег. Красное небо. Два белых паруса. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Нольде. Пятидесятница. Морской берег. Красное небо. Два белых паруса.

Художественный смысл.

Сверхбудущее, потом ницшеанство.

 

Я понял!

Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить здорово разные идеалы.

У Нольде первые перескоки были бездумные. Он сообразил, что можно заработать на шуточных фантастических картинках, почтовых открытках.

Нольде. Почтовая открытка № 28 из серии “Волшебные горы”. 1901.

А поскольку детство он провёл в большой бедности, то первый осознаваемый перескок был в какой-нибудь левый идеостиль. Например, в наивный символизм – "1901-ым годом датируется первая значительная картина Нольде, которую он назвал "Перед рассветом". Здесь на фоне развертывающегося где-то внизу идиллического пейзажа, восходящего к немецким романтикам 19 века, среди отвесных скал парят в воздухе фантастические монстры – полурептилии, полуптицы, полулюди. Они порождены тьмой и с рассветом должны исчезнуть” (https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43476337119/Emil-Nolde.Hudozhnik-iz-krestyan.-Natsist-i-zhertva-natsizma.). – Жаль, увидеть не возможно.

Но с ужасом настоящей действительности так не справишься. Можно только удивляться, как быстро Нольде дошёл до совершенно крайнего отчаяния.

Его евангельские картины настолько кричащие, насколько евангельские повествования оптимистичны. Вот Пятидесятница. Иисус в виде огоньков поместился на апостолах, внушил им способность говорить на языках представителей народов, бывающих в Иерусалиме, чтоб распространить учение по всему свету. 3000 тысячи иерусалимцев, бывшие свидетелями этому, крестились. Ну полное вдохновение начинающейся и имеющей далёкие перспективы веры. Книга “Деяния”, это описывающая, имеет массу конкретностей, которые историей подтверждены.

Так надо, по-моему, полностью Нольде разочароваться в христианстве, чтоб он так страшно изобразил тех, осиянных.

Нольде. Пятидесятница. 1909.

Но крайнее разочарование предполагает крайнюю же надежду. Я как-то не думал, на что надежда. Меня удовлетворила формула Луначарского для экспрессионизма: ужасный крик: “Боже, Боже! Зачем ты нас оставил?!” Если додумать до конца, то и по библии Бог разочаровывался в своём создании и уничтожал людей чуть не полностью. То есть. Бог отходчив по очень большому счёту. И теперешний ужас мыслимо понимать как всё же временный. Теперь, я знаю, есть альтернативная христианству идея Третьего Пришествия, на этот раз уже Бога Духа Святого. Она и на грани веков тоже существовала.

В любом случае какая-то сверхнадежда на сверхбудущее оставалась. Художники оставались коллективистами. Они просто своими крайними средствами (антинатуральной насыщенностью цвета{красного, например} и применяем чистого цвета {жёлтого, например}) приводили старую христианскую идею благого для всех сверхбудущего в какое-то необычно активное состояние. Большинство верили уже автоматически, холодно. Им такая страстность, как у Нольде, была странной. И обыватель его не понимал. Мазнёй его картины считал. А когда пришли к власти гитлеровцы это назвали дегенеративным искусством и уничтожили.

Так вот в этой исключительности альтернативы христианству экспрессионистов была возможность перескочить в исповедование альтернативного христианству учения – ницшеанства. В обоих учениях – бегство в иномирие. Но в ницшеанском оно метафизическое. Холодное, я бы сказал, в пику экспрессионистскому иномирию. Принципиально недостижимое (ницшеанство – сама трезвость). Достижимо (и даёт радость художнику) только возможность и умение дать образ этому холодному мироотношению.

Если я себе не внушил, такой вот ненасыщенный красный колер – какой-то сюжетно холодный. Это вечер. И впереди – ночь. И желтизна на облаках, как последнее солнечное освещение, поглощаемое тьмой, которою является… красный.

Нольде. Морской берег. Красное небо. Два белых паруса.

Почти абстрактная картина. Образ метфизического иномирия. И – Нольде уже не коллективист и горячий страдатель от жути, а холодный надмирный созерцатель, получающий удовольствие от удачи с образом иномирия антихристианского.

Жаль даты не нашёл.

Во всяком случае, рано или поздно Нольде стало ясно, что ему по пути с фашистами. И не по шкурным соображениям, а по глубоким идейным.

И те обеспечили его тайное снабжение художественными материалами и после запрета экспрессионизма. Потому что у Нольде уже не экспрессионизм.

23 сентября 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/ia-ponial-614ca61b23f39e7943e14242

 

 

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)