Ньюман. Картины. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Ньюман. Картины.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Происки здравого смысла

На здравый смысл претендую я. А в этой статье им я попробую защитить совершенно мутное – с точки зрения иных людей – понятие такого подсознательного идеала, как ницшеанство. Оно состоит в том, что ультраразочарованный художник-индивидуалист бежит из Этого мира (включающего в себя религию спасения с христианским тем светом), - бежит в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. То есть это враждебный христианству идеал.

Ньюман побежал в этот идеал из-за, можно сказать, нового страха – атомной войны.

При этом его сознание замаскировало для себя и других людей этот побег. Оно, его сознание, почуяло, что Каббала по сути есть "полное отречение от Моисеевой веры” (https://k-istine.ru/sects/kabbala/kabbala-tihomirov.htm). По Моисеевой вере Бог личный, по его образу и подобию создан человек. А по Каббале бог "дал себе осуществление” (Там же). То есть до того его не было. "…в лурианских текстах [Каббалы] первым проявлением единого и бесконечного Бога, после того как он “сжался”, чтобы дать место творению, стал вертикальный луч” (Кантор-Казовская).

Ньюман это и нарисовал.

Ньюман. Onement I. (Согласие I). 1948. 69,2 х 41,2 см.

Казалось бы, получилось произведение прикладного искусства, иллюстрируется нечто кабаллистическое. Я дал словарный перевод английского названия картины. А на самом деле она "…называлась “Onement I”, что означает “единое” в смысле Абсолюта. Разделение поверхности картины вертикальной полосой надвое говорит о первом акте творения, и исследователи творчества Ньюмана уже обратили внимание на то, что в похожих терминах первоначальные этапы творения описаны в лурианской каббале” (Там же). Можно даже сказать, что это иллюстрация такой степени, что выводит её за пределы искусства как экстраординарности. Какая, к чёрту, экстраординарность, когда просто слова переведены в изображение.

И всё переворачивается, если это самообманная маскировка отчаяния, ибо появилось нечто "внушающее ужас [не атомная угроза, а хуже – что-то метафизическое, как Чёрт], по сравнению с чем удовольствие от “прекрасного” стало неактуальным и старомодным” (Там же). Осталось только тёмное удовольствие от того, что удалось выразить это иномирие.

Непосредственное и бездумное впечатление, согласитесь, нехорошее ЧТО-ТО. Хоть оно и тёплого оттенка.

Власти США (и ЦРУ даже) и обслуживающие их критики талантливо воспользовались ограничениями в СССР на формализм и благосклонность к реализму и представили такой абстракционизм выразителем свободы.

"Границы тонов на них на самом деле ничего не разделяют, а провозглашают один из главных американских принципов — свободу. Американский арт-критик Клемент Гринберг писал: “Границы больших полотен Ньюмана играют ту же роль, что и внутренние линии форм. Они делят, но ничего не разделяют, не замыкают и не изолируют. Они устанавливают границы, но ничего не ограничивают”” (https://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%82-%D0%BD%D1%8C%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D0%BD/).

Правда, он свою картину 1948 года никому не показал. И я не знаю, как там было между Гринбергом и Ньюманом, но написал Гринберг явно не про нехорошее ЧТО-ТО. А Ньюман последующие картины “с застёжками” сделал яркими и огромными.

Ньюман. Onement III. 1949.

Ньюман. Onement IV. 1953.

Чудо заключается в том, что в это крайне проявление крайнего индивидуализма Ньюман впал из состояния… коллективистского.

"Эти художники и на самом деле вначале были левыми — анархистами или социалистами — и руководствовались стремлением порвать с искусством европейского авангарда, превратившимся, с их точки зрения, в производство предметов роскоши для среднего класса” (Там же).

Рульманн. Туалетный столик "Рыжий" и стул "Гнездо". 1925.

Но левизна Ньюмана не могла примириться с изопублицистикой “социального реализма”.

Бен Шан. Страсти Сакко и Ванцетти. 1931-32. Холст, наклеенный на доску, темпера, гуашь.

Бедняки Сакко и Ванцетти были политически активны на фоне забастовок. Их арестовали как якобы грабителей и убийц, а свидетельств, опровергающих это, суд не принял во внимание, так как, мол, свидетели покрывали преступников по национальному признаку (все итальянцы). Неправо пересмотревшие дело сатирически представлены стоящими за гробами невинно убиенных. А один показан в виде портрета присягающим перед…

"…фонарным столбом, который напоминает связку палочек, известную как фасции. Когда-то известные как символ судебной власти, фасции стали символом итальянского фашизма и угнетения в 1920-х годах” (Гуглоперевод. https://www.khanacademy.org/humanities/art-1010/american-art-to-wwii/social-realism/a/shahn-the-passion-of-sacco-and-vanzetti).

Тонкая душа Ньюмана плохо оценила не только расистов, но и ТАК нетонко противостоящих сторонников анархизма и социализма, и… ударилась в последнем итоге в противоположную крайность, в тайное для самого себя отрицание вообще Этого мира*, прикрытое для спокойствия спиритуализмом.

21 ноября 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y3unWH1QYix--L2_

*- Если пройти по указанной ссылке о Ньюмане, там можно прочесть почти политическое левое высказывание его 1965 года: “абстрактным экспрессионистам не чужда была мысль, что сами их абстрактные картины несут разрушение капиталистической системе”.

- Естественно. Их ницшеанство-то их сознанию не дано, а если и дано, то дано смутно. Ницшеанство же – мироотношение радикальное (весь Этот мир отвергается). А что ближе всего перед их взором лежит? Капитализм. – Вот его-то и долой.

21.11.2022.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)