Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Ницше. Против законов.

Художественный смысл.

Идеал - метафизическое иномирие.

 

Оболганный Ницше.

Надо же!.. Суметь назвать антихристианского Ницше рядящимся "в тогу Антихриста, чтобы через отталкивание (“от противного”, сказали бы математики) прийти к Христу, но на ином уровне духовидения” (В. Бычков. https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2000/Kornevishche2000_1.pdf).

Есть ли доказательства такому заявлению?

Я сам подобным заявлением пользовался, но – относительно художественного смысла произведений неприкладного искусства.

Ну в самом деле. Если художественный смысл – это расшифрованный подсознательный идеал автора, то есть – нецитируемое, то любой кусок “текста” произведения не есть его художественный смысл.

Однако является ли “Антихристианин. Проклятие христианству” (1895) Ницше художественным произведением? – С очевидностью – нет. Это – философское произведение. То есть то, что есть там в тексте, не должно пониматься в обратном смысле. А там есть слова типа: "Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – христианство”.

Естественный отбор в человечестве происходит не на социальном уровне, а на уровне общения с микроорганизмами. Например, от животных к человеку попадают вирусы, что оказывается смертельным для части человечества; но остальная, выжившая, оказывается приспособленной к выживанию при заболевании от этого вируса. Она прошла естественный отбор.

А в социальной сфере естественный отбор прекратился с собственно появлением человечества. От этого поначалу началось его вырождение по такому показателю высшей нервной деятельности, как её подвижность (см. тут). Но вырождение было преодолено расширением культуры (там же). Только у северных народов из-за плохих условий оно задержалось, чему свидетельство – шаманизм и его приятие окружающими шамана (там же).

Развитие культуры спасло психически слабых. Христианство как часть культуры внесло свой вклад в это спасение. Ницше же предложил возврат к естественному отбору. Открыто.

Объявлять его приходящим к Христу можно только в рамках эссе, являющемся довольно безответственным жанром среди словесных произведений культуры.

Зато логику и энергию данного эссе можно использовать для доказательства того, что подсознательным идеалом ницшеанства является метафизическое иномирие, равномощное с тем светом христианства, только без христианского нюанса спасения там душ.

"Ницше — это отчаянный крик изболевшейся души человечества в больном теле человека — вопль и страх богооставленности и провидение того ИНОГО…” (В. Бычков).

Как человек верующий, В. Бычков признать антихристианство Ницше просто не может, раз Ницше стал так знаменит и авторитетен. Поэтому, чтоб использовать "от противного”, В. Бычков наделяет нехорошестями не отвергаемый Ницше Этот мир, а то иномирие, к которому Ницше приходит. Но приходит не в философии, а в поэзии с её скрытым художественным смыслом (потому скрытым, что выражается-то – бессловесное подсознательное). И то иномирие настолько же хорошо, насколько плох Этот мир. То есть, да, "от противного” Этого мира, но не к Христу он пришёл. – Смотрите.

Против законов

 

Моченым шнуром вновь и вновь

Стянул мне горло шум часов;

Мерцанье звезд, петуший крик,

И свет, и тень - исчезли вмиг,

И все, что знал я, стало вдруг

Глухой, немой, ослепший круг -

Во мне остался мир без слов

Под шум закона и часов...

Мне – после того, как я разобрался с Чеховым (а тот – ницшеанец, ставший им независимо от Ницше и одновременно с ним) – легко было раскусить, в чём тут перец. – В доведении читателя до предвзрыва, предполагающего взрыв не простой, а такой ужасной силы, что от него должен исчезнуть сам Этот мир, и… И что дальше? – А дальше – иномирие. Принципиально недостижимое, но всё-таки условно достижимое: путём удачи дать образ этого иномирия, в данном стихотворении – "от противного”.

Вот и судите, какова чувствительность у лирического героя ницшевского стихотворения, если он сам ход времени переносить больше не в состоянии. Неумолимый ход времени, такой же неумолимый как и все законы на Этом свете, физические и человеческие. – Ненависть выше всякой меры. И даже не физические страдания чьи-то или самого героя за этой ненавистью стоят. Страдание – духовное. Скучно! Нес-тер-пимо скучно.

Я лично лишь раз в жизни что-то отдалённо напоминающее испытал. Помню, это было в Одессе. Я приехал туда ради ухаживания за своей будущей женой. А она была звезда в некотором роде. Туристическая. Она и альпинисткий значок заработала после одного восхождения. Сверхвумэн, в общем. И все они себя сверхчеловеками относительно мещан считали (умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт). И туризм у них – поначалу – был не простой, а очень трудный. И не спортивного интереса ради, а как закалка для нравственных трудностей будущей борьбы за коммунизм в стране, катящейся в вещизме к перерождению в капитализм. Идейный такой туризм. Со специфическим песнями. – А я был обычным. И она меня стеснялась показывать своей компании (они чуть участок земли под коммуну не получили). Меня б раскусили с первого взгляда. Ну она думала, что меня перевоспитает, и потому не бросала. И вот раз оставила меня ждать на улице, а сама зашла к соратнику – надо так сказать – о чём-то договориться. И я зарядился терпеливо ждать. (А доверие к ней у меня было безграничное. И готов я был терпеть от неё, что угодно.) И вот я стоял и терпел. Сначала без никаких эмоций. Ну, что делать, если надо потерпеть… Я даже время не засёк. Я не вспомню всех эволюций своего терпения. Помню только, что в конце мне болело всё тело, будто я таскал мешки на плечах. Вот остановилось время и всё! И это сказалось аж на мышечной боли.

Так или иначе, я очень понимаю лирического героя стихотворения “Против законов”. Хоть я человек по поступкам не экстремист. Я просто пониматель (за то, наверно, моя зазноба меня и ценила, ну и идейно я был свой). Даже и такого вот экстремиста – понимаю.

 

Наличие иномирия как подсознательного идеала у Ницше и ницшеанцев в момент создания произведений неприкладного искусства почему-то не замечают. А если и замечают (см. тут), то опасаются впрямую написать. Наверно, не хотят рисковать своей репутацией учёного (подсознательное-де ненаучно). Но вот, косвенно, этим ИНОГО у эссеиста В. Бычкова (а эссеисты бесстрашны), истина всё-таки прорывается.

22 февраля 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/ruzhizn/solomon-volojin-obolgannyi-nicshe-5e55464f386b1c5556484109

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)