Нестеров. Остров Капри. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Нестеров. Остров Капри.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Сознание и подсознание Нестерова

Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а катарсис – не всем ясно. Это когда противоположные элементы “текста” рождают в душе восприемника осознаваемые противочувствия, а те, сталкиваясь, рождают подсознательного содержания катарсис. Он сознательно разве что слезами проявляется или неопределённой смутой, что тебе явно ЧТО-ТО сообщили, но словами невыразимое.

Подсознательных идеалов, грубо, 6 типов. И они исторически превращаются друг в друга под влиянием изменяющегося духа времени.

Ницшеанский – самый необычный для большинства и трудно постижимый. Не может большинство вжиться в совершенно крайнее разочарование художника. А Нестерову случилось стать таким. Бог очень быстро отнял у него любящую и любимую красавицу-жену, и потрясение оказалось на всю жизнь. С подсознательным идеалом удрать из Этого плохого-преплохого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, где всё не так, даже смерти нет. А выразишь его образом или катарсисом – и как бы достиг своего идеала. И всё это – мимо сознания.

Вот поехал Нестеров в 1889 году (через 3 года после смерти жены) в Австрию, Италию, Францию, Германию. Сознание отмечает:

"Я и теперь дивлюсь, как моё молодое сердце могло тогда вместить, не разорваться от тех восторгов и сладкого томления” (Википедия).

А подсознательный идеал иномирия бередит и, чем дольше путешествие, "чем ближе к концу альбома, тем более русские темы вытесняют итальянские зарисовки” (Там же).

С ницшеанцами как-то так получается, что они чувствуют трудную постигаемость людьми того, чем они вдохновлены, и они дают не только адекватный образ иномирия (например, в виде такой странности, как несоответствие отражения в зеркально гладкой воде отражаемому на берегу), - не только, но ещё и простой образ – чахлая из-за холодного климата русская ёлочка как образ иномирия. Тундра (или вообще русский север) это ж иномирие относительно средней полосы России. Вот и…

Вот Нестеров не удержался и вставил такую на… остров Капри.

Нестеров. Остров Капри. 1889.

Он вообще кадрировал вид так, чтоб в нём было поменьше итальянского: буйный бурьян, полевые цветы, замшелая стена, тропинка в гору между кустов.

Как можно больше не так, как изображено это же место (можно судить по подъёму слева) у других его соотечественников.

Сильвестр Щедрин. Большая гавань на острове Капри. 1827-1828.

Боголюбов. Марина Гранде. 1855.

Кондратенко. Остров Капри. 1900.

18 сентября 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Yyb5Bx8IXkCTTi8K

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)